Большая Манежная ул. (Воронеж)

 Upload a photo

Большая Манежная и Малая Манежная улицы, Воронеж

Улицы Центрального района. Образовались во второй половине XVIII столетия. Их имена связаны со зданием, стоящим между ними, – с известным в Воронеже памятником архитектуры и истории (ул. Степана Разина, 43). Сначала это была суконная фабрика, точнее, мануфактура купцов Гардениных, построенная в конце 1770-х годов, а с середины XIX века дом использовался для военных нужд. Как и подобает знаменитому и ценному зданию, вокруг него сложены красивые легенды, в реальности не всегда имеющие историческую почву. Как ни удивительно, само название памятника, распространенное в наши дни, – «Арсенал» – является такой легендой, мифом. А породили эту легенду украшения на фронтоне – барельефы военных доспехов и оружия, среди которого выделяются пушечные стволы и ядра.

Какова же действительность? Название «Арсенал» появилось лишь в начале XX века, и его можно считать символическим, так как его ввели в литературу краеведы, искусствоведы – очевидно, по аналогии с известными петербургскими сооружениями петровской эпохи. В истории Воронежа эпоха петровского кораблестроения тоже выдвигалась на первый план в течение долгих лет, и поэтому очень многие материальные остатки прошлого ошибочно связывали (а в обиходе связывают и до сих пор) с именем Петра I.

Впервые слово «Арсенал» встречается в статье столичного искусствоведа Г.К. Лукомского, опубликованной сначала в журнале «Зодчий» в 1914 году, а затем, после доработок, в виде отдельной книги в 1915 году. Автор, недостаточно знакомый с историей здания, счел его петровским. В 1920-х годах, когда шло становление охраны памятников, красивое слово «Арсенал» было подхвачено и местными, воронежскими краеведами, хотя они знали, что здание не петровское и в реальной жизни нескольких поколений горожан именовалось Манежем.

Но на этом путаница не исчерпывается. Что такое «манеж»? Говоря о прошлом, мы чаще всего понимаем под этим словом манеж конный. И воронежский краевед Н.В. Валукинский, зная о давней суконной фабрике, давал объяснение: «Манежная улица названа по манежу, конному приводу на фабрике». Однако по части названий Валукинский ошибался. И во время работы фабрики, и полвека спустя, в середине XIX столетия, Манежные улицы еще не имели собственного названия: считались безымянными переулками либо причислялись к соседним улицам. На плане 1851–1852 годов будущая Большая Манежная обозначена как продолжение Большой Девиченской улицы (ул. Сакко и Ванцетти). В издании Г.М. Веселовского (1866 г.) Большая Манежная названа «переулком от Поднабережной до Попова рынка», а Малая Манежная – «безымянным переулком между Малой Чернавской и Поповорыночной улицами».
Нужное нам значение слова «манеж» есть в словаре В.И. Даля: «здание для выправки и обучения пехоты». Именно таким зданием стала бывшая суконнофабричная постройка, приспособленная в первой половине XIX века для занятий батальона кантонистов (военнообязанных солдатских сирот), а позже – солдат иных воинских частей. Одни документы середины XIX века называют здание манежем, в других оно обозначено словом «экзерциргауз», которое в переводе на русский означает то же самое – «дом для упражнений».

Очередные загадки: когда здание стало манежем, когда к нему был пристроен портик с барельефами на фронтоне? Журналист позапрошлого века, автор краеведческих статей П.В. Малыхин утверждал: «Среди Попова рынка есть еще каменной дом, бывший прежде фабрикою; он пожертвован в казну коммерции советником Лионом в 1815 году и состоит из одной большой залы, в которой бывает зимнее ученье кантонистов». Но названная дата ошибочна. Судя по документам, следующий после Гардениных владелец мануфактуры – тамбовский фабрикант, коммерции советник Мартин Лион – не останавливал эту фабрику и после 1815 года. Она продолжала работать в течение 1820-х годов, в это время «искали вольности» (освобождения) несколько рабочих Лиона. Возможно, фабрикант отказался от здания в 1830-х годах. В столичном архиве хранятся расмотренные в январе 1840 года в Департаменте военных поселений чертежи «фабрики бывшей купца Лиона, пожертвованной для манежа баталиону военных кантонистов». Показано, какие переделки необходимо внести в здание, но главный фасад представлен еще без портика. Значит, портик пристроен не ранее 40-х годов, а изображения пушек на фронтоне, очевидно, свидетельствуют о том, что кантонистов тогда обучали артиллерийскому делу, а не о том, что здесь хранились чуть ли не петровские орудия.
Во второй половине того же века здание превратили в складское; так, в 1862 году здесь значились «цейхгаузы» военного училища. Судя по плану города 1910 года, в начале XX века это был оружейный склад. Тогда-то, очевидно, и стали рождаться мифы, будто склад сооружен еще царем-кораблестроителем Петром I...

Потребовалось время, чтобы названия улиц, сообщающие о манеже, закрепились в обиходе, а потом и в справочниках. «Памятная книжка Воронежской губернии на 1896 год» уже приводит такие названия: « Манеженская улица» и «Манеженский переулок». В начале XX века окончательно привилась нынешняя форма наименований, причем Большую Манежную улицу называли также одним словом: «Манежная».

На улицах сохранилось несколько зданий жилой застройки XIX – начала XX века. Среди них – дом Г.Э. Бютнер, «жены почетного гражданина» (Б. Манежная, № 12, 1911 г.).
Nearby cities:
Coordinates:   51°40'21"N   39°12'51"E
This article was last modified 1 year ago