Плехановская ул. (Воронеж)
Важнейшая центральная улица. В старом Воронеже – одна из двух самых крупных улиц наряду с Большой Дворянской. Она образовалась в 1770-х годах. Ее прокладывали по генеральному плану 1774 года как новую просторную улицу, как центральный и самый широкий луч планировочного «трезубца», выводивший из исторического центра Воронежа за пределы города и вливавшийся в дорогу на Москву.
Улица взяла начало от нынешней Университетской площади, возле архиерейского подворья, где впоследствии, в 1836 году, был устроен знаменитый Митрофановский монастырь. Так при въезде в центр города стал открываться замечательный вид – перспектива дома епископа и Благовещенского собора. До линии старого городского вала (до современной площади Ленина) улицу пробивали сквозь прежние кварталы, сгоревшие в пожаре 1773 года. Далее луч продолжался по малоосвоенной прежде местности, где в поле стояла ветряная мельница и где поодаль начинали было устраивать новую Ямскую слободу после пожара (пришлось переносить и мельницу, и новую слободу). За линией теперешней Никитинской улицы новый луч тянули уже в совсем чистом поле. Для отличия от старой улицы, служившей выездом в сторону Москвы до 1774 года, этот луч наименовали Новой Московской, или Большой Московской улицей. В документах XVIII – начала XIX века употреблялись и такие названия, как «Новая Большая Московская», «Большая Московская Прешпективая» (то есть перспективная), «Новая Большая Прешпективая», «Новая Большая Московская Прешпективая».
Улица создавалась как главная торговая артерия города, как осевая линия нескольких рыночных площадей. Недалеко от своего начала она пересекала Гостиный двор (позже эту площадь назвали Круглыми рядами), а дальше, в центральной части, проходила через целый комплекс главных торговых мест и площадей, которые все вместе объединялись одним понятием – Торговая, или Новоторгующая, или просто Новая площадь. Эту площадь тоже основали в 1770-х годах, в начальной стадии осуществления генплана. Она простиралась по обе стороны Ново-Московской. Ее ядром служил ансамбль торговых рядов, заключенный между улицами Острогожской (ныне Пушкинская) и Малой Дворянской (Ф. Энгельса). Ряды составляли на плане незамкнутый, распадавшийся на четыре Г-образных элемента прямоугольник, их осью симметрии являлась Новая Московская. Капитальные каменные ряды состояли из отдельных лавок-секций, которые строили, стыкуясь с соседями, частные торговцы – купцы и мещане. Поэтому ансамбль создавался с трудностями, не сразу, а постепенно, до начала 1790-х годов. Например, в 1780 году «билет» на сооружение двух лавок в Овсяном ряду выдали мещанину И.Ф. Пажетнову, а к концу 1790 года достроила свои лавки группа торговцев дегтем во главе с купцом Федотом Кривошеиным, при этом возникла путаница: на проектном плане ряд был обозначен не как Дегтярный, а как Мучные и Железные лавки. По данным 1799 года, в Овсяном, Свечном, Железном, Рыбном, Щепном, Дегтярном и других рядах Торговой площади насчитывалось 255 лавок-ячеек. В конце 1790-х и начале 1810-х годов ансамбль расширяли к югу за счет дополнительного строительства лавок на двух углах с улицей Острогожской. По бокам от центральной прямоугольной части площади наблюдались еще два симметричных, обширных и прямоугольных на плане, рыночных пространства. И к югу от Острогожской, ближе к началу Ново-Московской, было торговое площадное место. Впоследствии все эти участки обрастали новыми сооружениями. Желая подчеркнуть назначение улицы, Е.А. Болховитинов в своем труде (1800 г.) даже называл ее Площадной.
По документам XVIII века видно, что несколько площадей, составлявших Торговую площадь, первоначально не имели твердых собственных названий; отдельные участки рыночного комплекса чаще различались лишь по назначению (Овсяный, Рыбный ряды и др.). В первой половине XIX века названия площадей уже прочно вошли в быт: в центре улицы – Соборная, или Смоленская, площадь с Троицким (Смоленским) собором, по бокам – площади Сенная (позже Щепная) и Хлебная, к югу – Конная (позже Старо-Конная). А общее название Торговой площади постепенно отпало.
В середине XIX – начале XX столетия по-прежнему одновременно существовали два имени улицы: Новая Московская (Ново-Московская) и Большая Московская, причем последний топоним стал более употребительным в обиходе. Действительно, новой улица уже не была, а определение «большая», как и прежде, подходило ей. Называли ее и просто Московской…
Одним из двух первых кирпичных домов на Новой (Большой) Московской был большой особняк купцов Савостьяновых с украшениями эпохи барокко (ныне № 3). Наиболее знатный представитель этой купеческой семьи – фабрикант С.А. Савостьянов, в 1767 году его избирали депутатом «Комиссии об Уложении», созванной Екатериной II. Дом стоял в старом квартале еще до прокладки улицы; его построили, судя по планам города, в период между 1768 и 1773 годами. В «дорегулярном» городе его ориентировали протяженным фасадом в сторону реки (так же стояли и другие крупные особняки), а когда пробили новую «прешпективу», он оказался обращенным к ней торцом.
Второй подобный дом, почти ровесник особняка Савостьяновых, стоял напротив, на другой стороне улицы и принадлежал купеческой семье Капканщиковых, богатейших торговцев, которые не мыслили свой быт в удалении от рыночных площадей. И этот дом оказался на линии новой улицы после ее прокладки. В 1790–1800-х годах П.К. Капканщиков перестроил старый дом и жил в нем, пока не стал жертвой жуткой эпидемии холеры в 1831 году. Из посмертной описи имущества купца-миллионера явствует, что в его усадьбе велось обширное хозяйство: рядом с домом, во флигеле работал магазин (и это не считая его 23 лавок в Гостином, Свечном и Железном рядах); сзади помещались различные «службы» – кухня, сараи, амбары, большая конюшня. Семья держала пять взрослых лошадей, имела для езды две кареты, четверо дрожек, трое саней, две легких повозки, коляску, сани… Уклад семьи воскрешает и дневник, который вел один из сыновей П.К. Капканщикова, Алексей. Главная забота юных купеческих сыновей – помощь старшим в коммерческих делах, в остальном же наблюдалось праздное времяпрепровождение. Вот характерные дневниковые записи 1817 года: «Был я у Петра Тимофеевича Нечаева… Курил табак, ездил с ним кататься», «Был у меня Петр Тимофеевич Нечаев, пил чай, курил табак».
Проходя мимо усадьбы Капканщиковых, воронежцы непременно вспоминали и про здание городского магистрата – оно стояло позади этой усадьбы. В «дорегулярном» городе, судя плану города 1768 года, магистрат находился посреди простиравшейся здесь базарной площади. К 1773 году площадь частично заняли, сузив ее, различные постройки, так что магистрат был уже не на площади, а около нее, на краю небольшой незастроенной площадки. А после 1774 года, при реконструкции города он очутился почти в центре нового квартала (очерченного современными улицами Плехановской, К. Стрелюка, Володарского, Орджоникидзе). Но его не стали переводить в другое, непривычное место. В 1780–1790-х годах здание перестроили заново. В нем заседал не только магистрат, но и городская дума, образованная после издания Екатериной II в 1785 году «Жалованной грамоты городам». К возмущению думы, сосед П.К. Капканщиков в 1788 году осмелился потеснить своими новыми дворовыми «службами» и без того небольшое пространство около общественного здания... А к середине XIX века обветшало и это здание. Его публично продали как непригодное. В 1844 году владельцем участка стал… один из сыновей все того же П.К. Капканщикова, неуемно расширявший свои владения.
Между тем в 1849 году дом Савостьяновых за долги тоже продали с публичных торгов. А новый собственник здания, купец С.Д. Занин, в 1859 году подарил его городу (не в пример Капканщикову) – с условием, чтобы в нем непременно размещались «присутственные места», то есть городская дума, магистрат и другие учреждения. Вопрос о переезде сюда думы окончательно решился в 1863 году. Так красивый особняк превратился в одно из важнейших общественных зданий Воронежа. Символично, что городская дума размещалась именно здесь, на торговой улице, ибо в то время купечество имело в думе подавляющий перевес. И именно этот дом стал свидетелем крупной городской реформы при императоре Александре II. В нем в конце 1870 и в 1871 годах происходило становление местного самоуправления нового образца – расширенной думы и первой городской управы. Во флигеле дома работала Мещанская управа – сословный орган мещанского общества. В 1876 году Мещанскую управу перевели в третий этаж дома, а флигель с тех пор занимали городские начальные училища.
Первые новые каменные дома, выдержанные в стиле классицизма, были сооружены на улице в конце XVIII и в первой трети XIX века вблизи архиерейского подворья, а также на краю Конной площади, на пересечении с Большой Дворянской улицей, где получился ансамбль из двух скругленных на углах двухэтажных зданий. Наиболее значительным был трехэтажный дом дворян Дебольцовых вблизи монастыря, в начале нынешней нечетной стороны Плехановской (на уже не существующем углу с ул. К. Стрелюка, бывшей Пятницкой). Сохранившиеся документы 1840-х годов называют владельцем особняка гвардии поручика Н.И. Дебольцова. Однако еще большую известность снискал его отец И.Н. Дебольцов, скончавшийся в 1827 году, – один из самых образованных воронежцев конца XVIII века, член кружка Е.А. Болховитинова. В 1853–1859 годах этот дом занимала губернская гимназия, сюда же в 1853 году временно вселилась Казенная палата (в связи с перестройкой здания палаты на Б. Дворянской).
Улица взяла начало от нынешней Университетской площади, возле архиерейского подворья, где впоследствии, в 1836 году, был устроен знаменитый Митрофановский монастырь. Так при въезде в центр города стал открываться замечательный вид – перспектива дома епископа и Благовещенского собора. До линии старого городского вала (до современной площади Ленина) улицу пробивали сквозь прежние кварталы, сгоревшие в пожаре 1773 года. Далее луч продолжался по малоосвоенной прежде местности, где в поле стояла ветряная мельница и где поодаль начинали было устраивать новую Ямскую слободу после пожара (пришлось переносить и мельницу, и новую слободу). За линией теперешней Никитинской улицы новый луч тянули уже в совсем чистом поле. Для отличия от старой улицы, служившей выездом в сторону Москвы до 1774 года, этот луч наименовали Новой Московской, или Большой Московской улицей. В документах XVIII – начала XIX века употреблялись и такие названия, как «Новая Большая Московская», «Большая Московская Прешпективая» (то есть перспективная), «Новая Большая Прешпективая», «Новая Большая Московская Прешпективая».
Улица создавалась как главная торговая артерия города, как осевая линия нескольких рыночных площадей. Недалеко от своего начала она пересекала Гостиный двор (позже эту площадь назвали Круглыми рядами), а дальше, в центральной части, проходила через целый комплекс главных торговых мест и площадей, которые все вместе объединялись одним понятием – Торговая, или Новоторгующая, или просто Новая площадь. Эту площадь тоже основали в 1770-х годах, в начальной стадии осуществления генплана. Она простиралась по обе стороны Ново-Московской. Ее ядром служил ансамбль торговых рядов, заключенный между улицами Острогожской (ныне Пушкинская) и Малой Дворянской (Ф. Энгельса). Ряды составляли на плане незамкнутый, распадавшийся на четыре Г-образных элемента прямоугольник, их осью симметрии являлась Новая Московская. Капитальные каменные ряды состояли из отдельных лавок-секций, которые строили, стыкуясь с соседями, частные торговцы – купцы и мещане. Поэтому ансамбль создавался с трудностями, не сразу, а постепенно, до начала 1790-х годов. Например, в 1780 году «билет» на сооружение двух лавок в Овсяном ряду выдали мещанину И.Ф. Пажетнову, а к концу 1790 года достроила свои лавки группа торговцев дегтем во главе с купцом Федотом Кривошеиным, при этом возникла путаница: на проектном плане ряд был обозначен не как Дегтярный, а как Мучные и Железные лавки. По данным 1799 года, в Овсяном, Свечном, Железном, Рыбном, Щепном, Дегтярном и других рядах Торговой площади насчитывалось 255 лавок-ячеек. В конце 1790-х и начале 1810-х годов ансамбль расширяли к югу за счет дополнительного строительства лавок на двух углах с улицей Острогожской. По бокам от центральной прямоугольной части площади наблюдались еще два симметричных, обширных и прямоугольных на плане, рыночных пространства. И к югу от Острогожской, ближе к началу Ново-Московской, было торговое площадное место. Впоследствии все эти участки обрастали новыми сооружениями. Желая подчеркнуть назначение улицы, Е.А. Болховитинов в своем труде (1800 г.) даже называл ее Площадной.
По документам XVIII века видно, что несколько площадей, составлявших Торговую площадь, первоначально не имели твердых собственных названий; отдельные участки рыночного комплекса чаще различались лишь по назначению (Овсяный, Рыбный ряды и др.). В первой половине XIX века названия площадей уже прочно вошли в быт: в центре улицы – Соборная, или Смоленская, площадь с Троицким (Смоленским) собором, по бокам – площади Сенная (позже Щепная) и Хлебная, к югу – Конная (позже Старо-Конная). А общее название Торговой площади постепенно отпало.
В середине XIX – начале XX столетия по-прежнему одновременно существовали два имени улицы: Новая Московская (Ново-Московская) и Большая Московская, причем последний топоним стал более употребительным в обиходе. Действительно, новой улица уже не была, а определение «большая», как и прежде, подходило ей. Называли ее и просто Московской…
Одним из двух первых кирпичных домов на Новой (Большой) Московской был большой особняк купцов Савостьяновых с украшениями эпохи барокко (ныне № 3). Наиболее знатный представитель этой купеческой семьи – фабрикант С.А. Савостьянов, в 1767 году его избирали депутатом «Комиссии об Уложении», созванной Екатериной II. Дом стоял в старом квартале еще до прокладки улицы; его построили, судя по планам города, в период между 1768 и 1773 годами. В «дорегулярном» городе его ориентировали протяженным фасадом в сторону реки (так же стояли и другие крупные особняки), а когда пробили новую «прешпективу», он оказался обращенным к ней торцом.
Второй подобный дом, почти ровесник особняка Савостьяновых, стоял напротив, на другой стороне улицы и принадлежал купеческой семье Капканщиковых, богатейших торговцев, которые не мыслили свой быт в удалении от рыночных площадей. И этот дом оказался на линии новой улицы после ее прокладки. В 1790–1800-х годах П.К. Капканщиков перестроил старый дом и жил в нем, пока не стал жертвой жуткой эпидемии холеры в 1831 году. Из посмертной описи имущества купца-миллионера явствует, что в его усадьбе велось обширное хозяйство: рядом с домом, во флигеле работал магазин (и это не считая его 23 лавок в Гостином, Свечном и Железном рядах); сзади помещались различные «службы» – кухня, сараи, амбары, большая конюшня. Семья держала пять взрослых лошадей, имела для езды две кареты, четверо дрожек, трое саней, две легких повозки, коляску, сани… Уклад семьи воскрешает и дневник, который вел один из сыновей П.К. Капканщикова, Алексей. Главная забота юных купеческих сыновей – помощь старшим в коммерческих делах, в остальном же наблюдалось праздное времяпрепровождение. Вот характерные дневниковые записи 1817 года: «Был я у Петра Тимофеевича Нечаева… Курил табак, ездил с ним кататься», «Был у меня Петр Тимофеевич Нечаев, пил чай, курил табак».
Проходя мимо усадьбы Капканщиковых, воронежцы непременно вспоминали и про здание городского магистрата – оно стояло позади этой усадьбы. В «дорегулярном» городе, судя плану города 1768 года, магистрат находился посреди простиравшейся здесь базарной площади. К 1773 году площадь частично заняли, сузив ее, различные постройки, так что магистрат был уже не на площади, а около нее, на краю небольшой незастроенной площадки. А после 1774 года, при реконструкции города он очутился почти в центре нового квартала (очерченного современными улицами Плехановской, К. Стрелюка, Володарского, Орджоникидзе). Но его не стали переводить в другое, непривычное место. В 1780–1790-х годах здание перестроили заново. В нем заседал не только магистрат, но и городская дума, образованная после издания Екатериной II в 1785 году «Жалованной грамоты городам». К возмущению думы, сосед П.К. Капканщиков в 1788 году осмелился потеснить своими новыми дворовыми «службами» и без того небольшое пространство около общественного здания... А к середине XIX века обветшало и это здание. Его публично продали как непригодное. В 1844 году владельцем участка стал… один из сыновей все того же П.К. Капканщикова, неуемно расширявший свои владения.
Между тем в 1849 году дом Савостьяновых за долги тоже продали с публичных торгов. А новый собственник здания, купец С.Д. Занин, в 1859 году подарил его городу (не в пример Капканщикову) – с условием, чтобы в нем непременно размещались «присутственные места», то есть городская дума, магистрат и другие учреждения. Вопрос о переезде сюда думы окончательно решился в 1863 году. Так красивый особняк превратился в одно из важнейших общественных зданий Воронежа. Символично, что городская дума размещалась именно здесь, на торговой улице, ибо в то время купечество имело в думе подавляющий перевес. И именно этот дом стал свидетелем крупной городской реформы при императоре Александре II. В нем в конце 1870 и в 1871 годах происходило становление местного самоуправления нового образца – расширенной думы и первой городской управы. Во флигеле дома работала Мещанская управа – сословный орган мещанского общества. В 1876 году Мещанскую управу перевели в третий этаж дома, а флигель с тех пор занимали городские начальные училища.
Первые новые каменные дома, выдержанные в стиле классицизма, были сооружены на улице в конце XVIII и в первой трети XIX века вблизи архиерейского подворья, а также на краю Конной площади, на пересечении с Большой Дворянской улицей, где получился ансамбль из двух скругленных на углах двухэтажных зданий. Наиболее значительным был трехэтажный дом дворян Дебольцовых вблизи монастыря, в начале нынешней нечетной стороны Плехановской (на уже не существующем углу с ул. К. Стрелюка, бывшей Пятницкой). Сохранившиеся документы 1840-х годов называют владельцем особняка гвардии поручика Н.И. Дебольцова. Однако еще большую известность снискал его отец И.Н. Дебольцов, скончавшийся в 1827 году, – один из самых образованных воронежцев конца XVIII века, член кружка Е.А. Болховитинова. В 1853–1859 годах этот дом занимала губернская гимназия, сюда же в 1853 году временно вселилась Казенная палата (в связи с перестройкой здания палаты на Б. Дворянской).
Плехановская ул., related objects
Wikipedia article: http://ru.wikipedia.org/wiki/Плехановская_улица_(Воронеж)
Nearby cities:
Coordinates: 51°39'57"N 39°11'41"E
- Центр 0.2 km
- Калининские дворы 0.9 km
- Самофаловские казармы 1.2 km
- Воронежское водохранилище 1.3 km
- «Правый берег» 2.7 km
- Ленинский район 2.9 km
- Советский район 7.3 km
- Центральный район 7.8 km
- Левобережный район 10 km
- Угодья общего пользования Рамонского и Семилукского района 15 km
- Студенческая ул. 1.1 km
- Университетская пл. 1.2 km
- ул. Цюрупы 1.9 km
- ул. Ворошилова 2.4 km
- ул. Ленина 3.1 km
- ул. 9 Января 3.9 km
- ул. Героев Стратосферы 4.6 km
- Московский просп. 6.3 km
- ул. Черепанова 6.5 km
- ул. Ломоносова 6.8 km