Дом архитектора А. Ф. Мейснера — памятник архитектуры (Москва)
Russia /
Moscow /
Москва /
1-й Неопалимовский пер., 6
World
/ Russia
/ Moscow
/ Moscow
, 4 км от центра (Москва)
Мир / Россия / Москва /
усадебный дом / особняк / вилла, достопримечательность, строение 1910 года, нежилое здание, объект культурного наследия регионального значения
Архитектурно-планировочная ситуация на этом участке сложилась, в своих основных чертах, к 1817 г. при владельце «московском купце Иване Иванове сыне Вологжанинове» в результате возведения новых построек взамен более ранних, полностью уничтоженных огнём во время пожара 1812 г.. Однако следует отметить, что восстанавливая пострадавшую от огня застройку, владельцы, как правило, стремились не отходить от первоначальной схемы размещения строений, сложившейся при первичной застройке участков в конце XVIII в. Следовательно, основные параметры ситуации на участке, скорее всего, были заложены ещё в конце XVIII в. Картина застройки на участке соответствовала типичной классицистической городской усадебной схеме: главный дом и жилой флигель, поставленный на расстоянии от него, были вынесены фасадами на красную линию переулка; на втором плане, в глубине участка, располагался двор с второстепенными хозяйственными деревянными постройками.
Главный дом, обозначенный впервые на плане 1817 г., представлял собой типичный образец классицистической постройки: деревянный, одноэтажный, с мезонином и симметричным уличным фасадом на 9 осей. Индивидуальной его особенностью являлось г-образное очертание в плане, возникшее благодаря продлению правой трети здания вглубь двора. В 1845 г. при владельце надворном советнике Владимире Ларионовиче Выхотцове под все здание подводится каменный фундамент «без жилья». В 1867 г. классицистический уличный фасад здания переделывается в эклектическом стиле.
Постепенно, как видно на планах участка, часть здания, ориентированная вглубь двора, стала отделяться капитальной стеной от основной уличной части. С 1870-х гг. эти две части, уличная и дворовая, начинают обозначать на планах под разными номерами, как два вплотную примыкающих друг к другу, смежных отдельных строения.
Существенным изменением является и то, что в архивных документах, начиная с плана, датированного 1902 г., в дворовой части строения вместо нежилого фундамента значится каменный жилой полуподвал.
К моменту покупки участка А.Ф. Мейснером в 1909 г., ситуация на участке изменилась лишь в деталях, сохранив первоначальное распределение застройки и основные здания. В юго-западной части владения, с небольшим отступом от западной границы располагался главный дом, в юго-восточном углу — жилой флигель, вытянутый вдоль восточной границы; второстепенные деревянные постройки стояли в глубине двора у его северной границы.
Главный дом, несмотря на ремонты, произведённые сменявшимися владельцами, сохранил свои основные индивидуальные черты: первоначальный г-образный абрис в плане, этажность и количество осей по фасаду, деление на уличную и дворовую части.
Прошение в Строительное отделение Московской Городской Управы с приложением в виде строительных чертежей было подано А.Ф. Мейснером в марте 1909 г. Все второстепенные деревянные постройки на участке во время строительства, в 1909–1910 гг., Мейснер предполагал снести.
Что касается главного дома, то на его месте Мейснер решил выстроить свой собственный жилой дом, представлявший собой двухчастное деревянное строение, в уличной части одноэтажное, в дворовой — двухэтажное, на каменном жилом полуподвале. Важно отметить, что архитектор, планируя размещение собственного дома на участке, придерживался исторического, обозначенного уже на плане 1817 г., места расположения главного дома и даже абриса застроенного пятна, несущественно изменившегося с начала XIX в. Он сохранил также сложившееся деление главного дома на уличную и дворовую смежные части, внеся в план здания лишь незначительные дополнения в виде каменной одноэтажной пристройки-крыльца на восточном фасаде и двухэтажного каменного блока, встроенного в северо-западный угол двухэтажной деревянной дворовой части. Количество осей на фасаде было изменено с девяти на пять.
По проекту всё строение строилось деревянным на высоком каменном жилом полуподвале. Уличная часть была спроектирована одноэтажной с фасадом на 5 осей, изображённого в проектных чертежах практически лишённым всякого декора. Существовало намерение Мейснера при строительстве этой части дома частично использовать старое строение («пользоваться старым строением»), о чём свидетельствует текст его прошения в Городскую управу. Можно предполагать, что архитектор имел в виду старый каменный фундамент, подведённый под здание в 1845 г.
Дворовая часть была задумана двухэтажной на жилом полуподвале. С востока к ней пристраивалась небольшая квадратная в плане каменная одноэтажная нежилая пристройка – крыльцо, через которое должен был осуществляться вход в здание, в т.ч. в полуподвальную его часть. Под крыльцом располагалось помещение для водомера. Под уровнем полуподвала со стороны входа в здание, с востока, располагался небольшой подвал. В северо-западный угол дворовой части встраивается небольшой прямоугольный в плане кирпичный двухэтажный блок с умывальной и туалетом в первом этаже и ванной – во втором.
В северо-западном углу владения предполагается возвести одноэтажное нежилое строение с брандмауэром по соседней меже. В нём планировалось разметить сарай и под ним – каменный погреб с ледником.
Однако, в процессе строительства планы архитектора несколько изменились, и к повторному прошению, направленному в Управу через девять месяцев после начала строительства, в феврале 1910 г., Мейснер прилагает чертёж с новой внутренней планировкой полуподвала и новым проектом хозяйственной постройки.
Благодаря написанным самим Мейснером на чертеже полуподвала пояснениям, можно точно установить назначение всех помещений. Существенным отличием от первоначальной планировки полуподвала в новом проекте является устройство отдельного входа в него через левый, западный торец здания. Этот вход ведёт в господскую половину помещения полуподвала, занимающую уличную часть строения, выходящую в 1-й Неопалимовский пер. Она изолирована системой перегородок от дворовой, хозяйственной, части полуподвала и включает в себя всё необходимое для комфортабельного жилья: спальню, гостиную, зал, кабинет из двух смежных помещений, разделённых перегородкой с широким проёмом на две части, прихожую и кухню, ванну и туалет. Наличие большого кабинета позволяет предположить, что эту квартиру в полуподвале занимал сам Мейснер.
Часть полуподвала под двухэтажной, дворовой, частью дома была предназначена под хозяйственные нужды. В ней располагались две кухни, кладовая («запасная») и три комнаты для прислуги. В каменных уличных стенах кухонь были спроектированы специальные ниши для устройства холодильных шкафов.
Слева от нового каменного крыльца на уровне полуподвала в плане 1910 г. был добавлен ещё и подвал для цветов с отдельным входом со двора.
Что касается хозяйственной постройки в северо-западном углу участка, то она приобрела второй этаж, частью деревянный, частью каменный для устройства прачечной и сушильни.
Территория земельного участка со стороны Неопалимовского переулка по проекту обносилась оградой на невысоком каменном цоколе с металлическими решётками между каменными столбами. Вход на территорию участка осуществлялся через металлическую калитку в заборе со стороны Неопалимовского пер., расположенную возле юго-восточного угла строения. В настоящее время сплошным каменным забором с невысокими металлическими решетками в верхних частях между столбами обнесена лишь часть исторической территории, примыкающая к восточному фасаду здания. Хотя этот забор не имеет ничего общего с фрагментом ограды, изображённым на строительном чертеже фасада дома, однако, стилистическая близость его решения и основного здания позволяет предположить, что его автором является сам Мейснер. Вход на территорию двора осуществляется в настоящее время по-прежнему через калитку в заборе по Неопалимовскому переулку, примыкающую к юго-восточному углу строения. В короткой западной стороне ограды имеются металлические ворота для въезда на территорию.
После окончания строительства А.Ф. Мейснер проживал в своём доме в течение 25 лет, до своей смерти в 1935 г.
В течение XX в., были изменены исторические границы домовладения. Скорее всего это случилось уже после смерти А.Ф. Мейснера, видимо, в 1940–1950-х гг. при возведении жилых зданий в глубине квартала за участком Мейснера. Здания были размещены по принципу свободной планировки, образовавшиеся при этом дополнительные внутриквартальные проезды нарушили историческую парцелляцию квартала. Участок утратил первоначальные очертания, лишившись западной части и всего северо-западного угла территории, являющихся в настоящее время проезжей частью общего с соседними владениями двора. Вероятно, тогда же была ликвидирована также дворовая хозяйственная постройка в северо-западном углу, которую Мейснер намеревался выстроить в 1909–1910 гг.
Позже, спустя неопределенное время после 1935 г. в здании были устроены коммунальные квартиры.
В 1990-х гг. здание было переоборудовано под кооператив общественного питания «Восток». Была осуществлена перепланировка внутренних помещений с целью приспособления их под кухни (помещение полуподвала) и залы для обслуживания посетителей (1-й этаж уличной и 1-й и 2-й этажи дворовой части).
В 2000 г. с восточной стороны здания были пристроены деревянные застеклённые балконы на столбах, закрывшие полностью восточный фасад здания, за исключением каменной пристройки входа. Внутренние стены помещений 1-го и 2-го этажей, предназначенных под ресторанные залы, были обшиты изнутри деревянными панелями и расписаны.
В настоящее время всё здание занимает частный ресторан «Хороший год».
С 12 декабря 2018 г. — объект культурного наследия регионального значения.
Главный дом, обозначенный впервые на плане 1817 г., представлял собой типичный образец классицистической постройки: деревянный, одноэтажный, с мезонином и симметричным уличным фасадом на 9 осей. Индивидуальной его особенностью являлось г-образное очертание в плане, возникшее благодаря продлению правой трети здания вглубь двора. В 1845 г. при владельце надворном советнике Владимире Ларионовиче Выхотцове под все здание подводится каменный фундамент «без жилья». В 1867 г. классицистический уличный фасад здания переделывается в эклектическом стиле.
Постепенно, как видно на планах участка, часть здания, ориентированная вглубь двора, стала отделяться капитальной стеной от основной уличной части. С 1870-х гг. эти две части, уличная и дворовая, начинают обозначать на планах под разными номерами, как два вплотную примыкающих друг к другу, смежных отдельных строения.
Существенным изменением является и то, что в архивных документах, начиная с плана, датированного 1902 г., в дворовой части строения вместо нежилого фундамента значится каменный жилой полуподвал.
К моменту покупки участка А.Ф. Мейснером в 1909 г., ситуация на участке изменилась лишь в деталях, сохранив первоначальное распределение застройки и основные здания. В юго-западной части владения, с небольшим отступом от западной границы располагался главный дом, в юго-восточном углу — жилой флигель, вытянутый вдоль восточной границы; второстепенные деревянные постройки стояли в глубине двора у его северной границы.
Главный дом, несмотря на ремонты, произведённые сменявшимися владельцами, сохранил свои основные индивидуальные черты: первоначальный г-образный абрис в плане, этажность и количество осей по фасаду, деление на уличную и дворовую части.
Прошение в Строительное отделение Московской Городской Управы с приложением в виде строительных чертежей было подано А.Ф. Мейснером в марте 1909 г. Все второстепенные деревянные постройки на участке во время строительства, в 1909–1910 гг., Мейснер предполагал снести.
Что касается главного дома, то на его месте Мейснер решил выстроить свой собственный жилой дом, представлявший собой двухчастное деревянное строение, в уличной части одноэтажное, в дворовой — двухэтажное, на каменном жилом полуподвале. Важно отметить, что архитектор, планируя размещение собственного дома на участке, придерживался исторического, обозначенного уже на плане 1817 г., места расположения главного дома и даже абриса застроенного пятна, несущественно изменившегося с начала XIX в. Он сохранил также сложившееся деление главного дома на уличную и дворовую смежные части, внеся в план здания лишь незначительные дополнения в виде каменной одноэтажной пристройки-крыльца на восточном фасаде и двухэтажного каменного блока, встроенного в северо-западный угол двухэтажной деревянной дворовой части. Количество осей на фасаде было изменено с девяти на пять.
По проекту всё строение строилось деревянным на высоком каменном жилом полуподвале. Уличная часть была спроектирована одноэтажной с фасадом на 5 осей, изображённого в проектных чертежах практически лишённым всякого декора. Существовало намерение Мейснера при строительстве этой части дома частично использовать старое строение («пользоваться старым строением»), о чём свидетельствует текст его прошения в Городскую управу. Можно предполагать, что архитектор имел в виду старый каменный фундамент, подведённый под здание в 1845 г.
Дворовая часть была задумана двухэтажной на жилом полуподвале. С востока к ней пристраивалась небольшая квадратная в плане каменная одноэтажная нежилая пристройка – крыльцо, через которое должен был осуществляться вход в здание, в т.ч. в полуподвальную его часть. Под крыльцом располагалось помещение для водомера. Под уровнем полуподвала со стороны входа в здание, с востока, располагался небольшой подвал. В северо-западный угол дворовой части встраивается небольшой прямоугольный в плане кирпичный двухэтажный блок с умывальной и туалетом в первом этаже и ванной – во втором.
В северо-западном углу владения предполагается возвести одноэтажное нежилое строение с брандмауэром по соседней меже. В нём планировалось разметить сарай и под ним – каменный погреб с ледником.
Однако, в процессе строительства планы архитектора несколько изменились, и к повторному прошению, направленному в Управу через девять месяцев после начала строительства, в феврале 1910 г., Мейснер прилагает чертёж с новой внутренней планировкой полуподвала и новым проектом хозяйственной постройки.
Благодаря написанным самим Мейснером на чертеже полуподвала пояснениям, можно точно установить назначение всех помещений. Существенным отличием от первоначальной планировки полуподвала в новом проекте является устройство отдельного входа в него через левый, западный торец здания. Этот вход ведёт в господскую половину помещения полуподвала, занимающую уличную часть строения, выходящую в 1-й Неопалимовский пер. Она изолирована системой перегородок от дворовой, хозяйственной, части полуподвала и включает в себя всё необходимое для комфортабельного жилья: спальню, гостиную, зал, кабинет из двух смежных помещений, разделённых перегородкой с широким проёмом на две части, прихожую и кухню, ванну и туалет. Наличие большого кабинета позволяет предположить, что эту квартиру в полуподвале занимал сам Мейснер.
Часть полуподвала под двухэтажной, дворовой, частью дома была предназначена под хозяйственные нужды. В ней располагались две кухни, кладовая («запасная») и три комнаты для прислуги. В каменных уличных стенах кухонь были спроектированы специальные ниши для устройства холодильных шкафов.
Слева от нового каменного крыльца на уровне полуподвала в плане 1910 г. был добавлен ещё и подвал для цветов с отдельным входом со двора.
Что касается хозяйственной постройки в северо-западном углу участка, то она приобрела второй этаж, частью деревянный, частью каменный для устройства прачечной и сушильни.
Территория земельного участка со стороны Неопалимовского переулка по проекту обносилась оградой на невысоком каменном цоколе с металлическими решётками между каменными столбами. Вход на территорию участка осуществлялся через металлическую калитку в заборе со стороны Неопалимовского пер., расположенную возле юго-восточного угла строения. В настоящее время сплошным каменным забором с невысокими металлическими решетками в верхних частях между столбами обнесена лишь часть исторической территории, примыкающая к восточному фасаду здания. Хотя этот забор не имеет ничего общего с фрагментом ограды, изображённым на строительном чертеже фасада дома, однако, стилистическая близость его решения и основного здания позволяет предположить, что его автором является сам Мейснер. Вход на территорию двора осуществляется в настоящее время по-прежнему через калитку в заборе по Неопалимовскому переулку, примыкающую к юго-восточному углу строения. В короткой западной стороне ограды имеются металлические ворота для въезда на территорию.
После окончания строительства А.Ф. Мейснер проживал в своём доме в течение 25 лет, до своей смерти в 1935 г.
В течение XX в., были изменены исторические границы домовладения. Скорее всего это случилось уже после смерти А.Ф. Мейснера, видимо, в 1940–1950-х гг. при возведении жилых зданий в глубине квартала за участком Мейснера. Здания были размещены по принципу свободной планировки, образовавшиеся при этом дополнительные внутриквартальные проезды нарушили историческую парцелляцию квартала. Участок утратил первоначальные очертания, лишившись западной части и всего северо-западного угла территории, являющихся в настоящее время проезжей частью общего с соседними владениями двора. Вероятно, тогда же была ликвидирована также дворовая хозяйственная постройка в северо-западном углу, которую Мейснер намеревался выстроить в 1909–1910 гг.
Позже, спустя неопределенное время после 1935 г. в здании были устроены коммунальные квартиры.
В 1990-х гг. здание было переоборудовано под кооператив общественного питания «Восток». Была осуществлена перепланировка внутренних помещений с целью приспособления их под кухни (помещение полуподвала) и залы для обслуживания посетителей (1-й этаж уличной и 1-й и 2-й этажи дворовой части).
В 2000 г. с восточной стороны здания были пристроены деревянные застеклённые балконы на столбах, закрывшие полностью восточный фасад здания, за исключением каменной пристройки входа. Внутренние стены помещений 1-го и 2-го этажей, предназначенных под ресторанные залы, были обшиты изнутри деревянными панелями и расписаны.
В настоящее время всё здание занимает частный ресторан «Хороший год».
С 12 декабря 2018 г. — объект культурного наследия регионального значения.
Показать удалённые объекты Удалённые объекты
Добавить объект (организацию, магазин и т.п.), расположенный в этом здании
Ближайшие города:
Координаты: 55°44'26"N 37°34'54"E
- пер. Хользунова, 16, строение 1 0.9 км
- Дом культуры «ГЭС-2» 1.9 км
- Ходынская ул., 5 строение 1 3.6 км
- Швейная фабрика «Большевичка» 5.7 км
- Старый корпус фабрики 67 км
- Здание Зарайского земства 137 км
- Казённый мост 320 км
- Баня № 1 344 км
- Инжавинский маслобойный завод 498 км
- Мужская гимназия 599 км
- Исторический район Староконюшенная слобода 0.8 км
- Район Хамовники 1.2 км
- Район Арбат 1.3 км
- Дорогомиловская излучина реки Москвы 1.5 км
- Район Якиманка 1.7 км
- Центральный административный округ 2.5 км
- Пресненский район 2.5 км
- Земляной город 2.7 км
- Район Дорогомилово 3.2 км
- Западный административный округ 10 км
Комментарии