Московский дом национальностей (Москва)

Russia / Moscow / Москва / Новая Басманная ул., 4 строение 1
 барокко, представительство, строение 1740-х годов, строение 1902 года, объект культурного наследия федерального значения

mdn.ru

Бывшая Куракинская богадельня при усадьбе князя Б. Куракина. Комплекс выстроен в 1730–1740 гг. Архитектор М.Ф. Казаков. Богадельная перестроена в 1902 г. по проекту архитектора М.С. Шуцмана.
До 1935 г. высилась башня Никольского храма при богадельне.

Построил это богоугодное заведение Александр Борисович Куракин, который здравствовал ещё в первой половине XVIII в. Таким образом он исполнил волю своего отца — Бориса Ивановича Куракина, являвшегося сподвижником Петра I.

Из завещания князя Б.И. Куракина следует, что ещё в давние годы он дал обет пред иконой святителя Николая, находившейся у Ильинских ворот в часовне богадельни, построить храм Никольского посвящения и при нём «покои, принадлежащие к содержанию шпиталя (госпиталя)».
Борис Иванович указал приобрести для госпитального храма именно эту икону, а в случае невозможности, взять образ из его дома.

Стоит отметить, что Куракинская богадельня была первым благотворительным заведением в России, построенным и содержащимся на частные деньги.

В 1731 г., по Указу императрицы российской Анны Иоановны, Александр Борисович Куракин безвозмездно получает в тогдашней Басманной слободе земельный участок специально для строительства богадельни «для призрения увечных воинов».
Стоит отметить, что такая щедрость императрицы была обусловлена не столько уважением к воле Бориса Ивановича Куракина и богоугодностью заведения, сколько поощрением обустройства Новой Басманной ул., находившейся тогда за пределами городской черты Москвы.

Имя автора архитектурного проекта история не сохранила. Дело в том, что Куракин прописал в своём завещании, что церковь и покои должны строиться «с доброю архитектурою», обязательно «по чужестранному обычаю», а также «со всякою магнифиценциею (прекрасностью)». Сама церковь виделась ему «токмо маленькая, по препорции, архитектора доброго».

Доподлинно не известно, но в некоторых источниках указывается, что проект Куракинской богадельни был прислан из самого Парижа, хотя четких указаний на этот счёт в завещании не имелось. На строительство, согласно воле князя, выделялось 20 тысяч рублей, «а ежели того мало», то 30 000.

Строительство заведения на Новой Басманной, 4 продолжалось с 1731 по 1742 гг. Именно этот факт, по мнению специалистов, причисляет архитектурный памятник к эпохе так называемого аннинского барокко (завершались работы уже во время царствования Елизаветы).

Одноэтажный корпус госпиталя был выполнен П-образным в сдержанно-барочных формах. Такой план здания частично сохранился, а частично был восстановлен реставраторами уже в наши дни. С той поры оконные проёмы первого этажа украшают барочные наличники.

Особой красотой выделялась Никольская церковь, которая стояла по центру и соединялась с помещениями Куракинской богадельни. К сожалению, культовое здание снесли в 1935 г., и на её месте до сих пор имеется зияющая пустота.

При принятии решения о реставрации этого архитектурного памятника, отказались от восстановления храма. Это внесло свои трудности при восстановительных работах.
Реставраторы так и не смогли должным образом оформить центральную фасадную часть. Бывший входной храмовый портик ранее был обращён к центральным воротам и зрительно трактовался как основной вход в богадельню.
Сам портик украшал несколько изогнутый главный фасад культового здания. Изгиб же больше напоминал собой алтарную апсиду, но на самом деле служил притвором и был обращён к северу.

По мнению исследователей и историков архитектуры, Никольская церковь своим видом перекликалась со знаменитою церковью Сан Карло, расположенной в итальянском Риме у Четырёх Фонтанов.

По окончании строительства Куракинская богадельня приняла первых посетителей. Кто же здесь проживал и на каких условиях?

В завещании князя Бориса Ивановича Куракина указывалось, что здесь «быть двенадцати персонам шпиталя, всем из дворянства или из других пород, токмо бы из офицерства; а ежели каким случаем не наберётся, то из солдатства, которые есть из шляхетства». Кроме этого отмечалось, что люди должны быть «старые, древние или раненые».

Стоит отметить, что Новая Басманная слобода именовалась и как Капитанская, так как была заселена в основном офицерами бывшей петровской армии. Таким образом, место оказалось подходящим.

Особо хотелось бы отметить содержание «шпиталистов», которое записано в Регламенте этого заведения, прилагавшегося к завещанию.
Так, каждому живущему было положено «по каморе с кроватью, столами и стулами», «… постели так были б поделаны комодны, как бы мне самому иметь». В документе прописывалось питание мясом в постные дни и рыбой в скоромные, квас служителям и пиво «шпиталистам», вино каждый день и мёд по праздникам, оловянная посуда. Бельё, как постельное, так и столовое предписывалось менять часто. Комнаты должны были иметь подсвечники и чернильницы. Постояльцам полагались кафтаны на разные времена года, рубахи, башмаки, шляпы и шапки по сезону.
Особых требований к проживающим не было: они только должны были здесь ночевать и ходить на все церковные службы. Специально для прогулок, за зданием Куракинской богадельни был разбит небольшой сад.

В 1902 г. была проведена реконструкция здания богадельни, после чего здесь появился второй этаж. Произошло это в бытность Фёдора Алексеевича Куракина. Ограду проектировал архитектор Михаил Сергеевич Шуцман.

В советское время, до 1980-х гг., бывшая богадельня была жилым домом. После расселения жильцов долго пустовала. С начала XXI в. здесь размещается Московский дом национальностей.

Объект культурного наследия федерального значения.
Ближайшие города:
Координаты:   55°46'8"N   37°39'13"E

Комментарии

  • Бывшая городская усадьба князя Куракина
  •  32 км
  •  60 км
  •  88 км
  •  160 км
  •  164 км
  •  347 км
  •  363 км
  •  441 км
  •  490 км
  •  639 км
Данная статья была последний раз изменена 7 лет назад