Городская клиническая больница № 23 им. И. В. Давыдовского (Москва)

Russia / Moscow / Москва / Яузская ул., 11
 больница, комплекс, ансамбль, достопримечательность, объект культурного наследия регионального значения

Тел.:
+7 (495) 915-38-47 (справочная);
+7 (495) 915-38-35 (коммерческий отдел);
+7 (495) 915-38-51 (приёмное отделение).
gkb23.ru
mosgorzdrav.ru/gkb23

Бывшая усадьба А.Р. и И.Р. Баташевых, владельцев чугоноплавильных заводов в Выксе, затем генерала Шепелева (зятя Баташева). Построена в 1796–1802 гг. После смерти последних хозяев усадьба была продана московским властям, и в 1878 году здесь после переустройства, проведённого архитектором А.А. Мейнгардом, была открыта городская больница для чернорабочих (Яузская больница). В 1899 году на территории усадьбы была возведена домовая церковь [wikimapia.org/11923216] в честь иконы «Всех скорбящих Радость», соединённая с главным зданием небольшим переходом.

После революции 1917 года больница получила название «имени Всемедикосантруда», затем «имени Медсантруда». В 1920-х годах больница была ведомственной для ГПУ, на территории усадьбы осуществлялись расстрелы и захоронения (есть сведения, что в 1921—26 годах здесь было захоронено около тысячи человек). В 1999 году на территории больницы был установлен камень с мемориальной доской в память жертв большевистского террора [wikimapia.org/25482450]. С начала 1930-х годов больница была базой хирургической и терапевтической клиник медицинских институтов, здесь работали такие известные профессора-медики как Я.Г. Этингер, В.Ф. Снегирёв, И.В. Давыдовский, И.Г. Руфанов, И.Л. Фаерман, Б.Б. Коган и др. В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году, именно здесь впервые в СССР начали применять антибиотик пенициллин.

В настоящее время в зданиях усадьбы расположена Городская клиническая больница № 23, являющаяся одной из клинических баз Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и Российского медицинского университета. В одиннадцати корпусах больницы разместились 16 лечебных отделений по 10 профилям (терапия, неврология, общая хирургия, гнойная хирургия, торакальная хирургия, гинекология, ревматология, пульмонология и пр.) и 14 вспомогательных служб. В штате больницы – академики РАМН, профессора и доктора медицинских наук. В больнице работают врачи первой и высшей категорий.

Объект культурного значения регионального значения.
Вы также можете посмотреть все достопримечательности Москвы.
Ближайшие города:
Координаты:   55°44'48"N   37°38'56"E

Комментарии

  • "В самом центре Москвы есть еще одно место массовых захоронений. Это городская больница № 23 (ее еще называют Яузской), расположенная против высотного дома на Котельнической набережной. Во дворе этой больницы были тайно захоронены 969 человек, расстрелянных с 1921 по 1926 г. (единичные случаи захоронений имели место до начала 1930-х гг.). Яузская больница стала ведомственной больницей ГПУ-ОГПУ с 1918 г. Здесь была своя охрана, надежная ограда, парк, скрытые дворики. Но что заставило чекистов хоронить расстрелянных под окнами своей больницы, в самом центре Москвы, понять невозможно. Из 969 человек Московской прокуратурой реабилитировано всего 103 человека, остальные сочтены уголовниками, что, конечно, достаточно сомнительно. Предписания на расстрел подписаны Г. Ягодой. Делалось это тогда уже целыми списками. Состав расстрелянных и захороненных на территории Яузской больницы в корне отличается от состава расстрелянных в 30-50-х гг. - и по происхождению, и по возрасту, и по образованию. Если судить по доступному нам списку на 103 человека, то это был цвет нации, ее надежда, ее будущее. Все эти люди очень молодые, в основном от 18-ти до 35-ти лет. Имеются, конечно, и сорокалетние, но есть только два человека в возрасте 50-ти и один 76-ти лет. По большей части это дворяне, большинство - с высшим образованием (есть выходцы из крестьян с высшим образованием). Среди казненных - офицеры царской армии, несколько молодых поэтов и литераторов, сотрудники музеев, два профессора, военный министр, военный летчик. Национальный состав чрезвычайно пестрый: уже попадаются латыши (впоследствии они будут репрессированы поголовно), евреи, российские немцы; много иностранцев - представители Англии, Германии, Финляндии, Венгрии, Чехии, Китая, Индии. Мы находим здесь четырех молодых священников." (с) Лидия Головакова // Великая Эпоха
  • Я родился в доме, что при храме Симеона Столпника прямо за стеной Яузской больницы. Так вот, еще в 50-ые годы, когда мне было 4 - 6 лет, часто играя в песке на поляне перед церковью, которая выходит на Николоямскую улицу, мне приходилось находить чьи-то кости, кусочки челюсти и т.д. Говорю чьи-то, потому что я тогда и представить себе не мог, что это огут быть человеческие останки. Все спрашивал родителей, почему тут столко собачек зарыто.?... Намного позже, через 50 лет, когда храм вновь открыли, от его настоятеля отца Александра я узнал все те подробности, о которых Вы пишите, в самом общем виде, т.к. изучение нашей Новейшей истории тогда только начиналось. Кроме того я услышал от него еще кое-какие интересные факты, о чем надо писать отдельно после тщательного расследования, если конечно на то хватить сил и терпения. Да, и разрешения известных органов... Спустя какое-то время отец Александр, интеллигентный и грамотный человек, проникновенный пастырь, любимый многими пихожанами, вдруг куда-то исчез. Появился новый главный служитель - отец Алексей. Видно было, - человек со связями в РПЦ. Да и несколько другого склада характера человеки с иными представлениями, как мне показалось, о непреходящих ценостях. А отца Александра, по словам одной прихожанкаи перевели служить куда-то в Москлвскую область. Вот такая история,.... которая повторяется?
  • Ничего из того, что прочитал, про себя сказать не могу. Но в Яузской (Медсантруд) больнице мне вырезали аппендикс. Это незабываемо. Была суббота какого-то тёплого лета года эдак 1978-го... Короче, девушка на вахте отправляла меня в койку, объясняя, что хирурга надо ждать... Я ждал, мучаясь... Наконец он появился.... Я отправился с деушке-доктору, чтоб узнать, когда наконец?... Деушка выдала мне тупую бритву (обычную, острую) и отправила на ... как сказать... самобрев. Я честно побрился, показал девушке результат. Она молча прошла со мной в эту комнату (туалет) и... добрила. Потом была операция, врач оказался с юмором, легко мне отрезал ненужный аппендикс, пошутил по этому поводу... Я тогда читал Юрия Трифонова ""Старик", жена принесла журнал, так что всё было нормально. Но я к тому, что происходило сие в Яузской больнице... Под приглядом самых весёлых львов...
  • А у нас там был курс патологической анатомии. 2 мед. ин-т, в 1967-68 гг.
  •  30 км
  •  61 км
  •  87 км
  •  159 км
  •  161 км
  •  345 км
  •  361 км
  •  438 км
  •  488 км
  •  636 км
Данная статья была последний раз изменена 4 года назад