Губа Буор-Хая

Russia / Saha / Tiksi /
 залив, невидимый объект

Буор-Хая (Борхая) — губа в южной части моря Лаптевых, к юго-востоку от дельты реки Лена. Расположена на территории Республики Якутия России. На западном берегу губы находится бухта Тикси и полуостров Быковский. Бухта Тикси и Быковского полуострова лежит на западном берегу залива Буор-Хая. Из крупных рек только Омолой впадает в залив — устье реки находится на восточном побережье. Море в этом заливе замерзает примерно на девять месяцев в году.

Известно, что в бухте Буор-Хая в 1655—57 гг. промышлял моржей известный землепроходец казачий десятник Василий Бугор. Но по-настоящему бухта стала известна с 1735 г., когда здесь разыгралась одна из полярных трагедий с отрядом П. Ласиниуса Великой Северной экспедиции.

Питер Ласиниус, швед по национальности, был принят на русскую службу в 1725 году. Он много плавал и был знающим свое дело штурманом. В экспедицию Ласиниус вызвался добровольно. Беринг назначил его начальником отряда, который должен был описать берег от устья Лены до Камчатки. Отряд располагал построенным в Якутске ботом “Иркутск” длиной восемнадцать метров, шириной пять с половиной метров, с осадкой два метра. Ласиниус со своим отрядом покинул Якутск 29 июня 1735 года. 2 августа отряд прибыл к острову Столб, расположенному в начале ленской дельты. На вторые сутки “Иркутск”, пройдя Быковской протокой, достиг взморья. Еще через двое суток, дождавшись попутного ветра, Ласиниус вывел свое судно в море. Плавание затруднялось большими скоплениями льда и неблагоприятными ветрами. Поэтому уже 18 августа Ласиниус ввел бот в устье реки Хараулах, решив здесь зимовать. Из плавника, валявшегося на берегу, команда быстро построила дом. Рассчитывая еще на два года работы, Ласиниус решил сэкономить провиант и вдвое уменьшил рацион. Хроническое недоедание при незнании противоцинготных средств привело к массовому заболеванию цингой, которая унесла жизни тридцати восьми человек. Одним из первых умер сам Ласиниус.

Командование отрядом перешло к штурману Василию Ртищеву. Но и тот был тяжело болен, Беринг решил возвратить остатки отряда Ласиниуса в Якутск, а взамен его послать новый отряд под командованием Дмитрия Лаптева. Не дожидаясь вскрытия Лены, Лаптев направил к зимовке Ласиниуса 14 человек во главе со штурманом Михаилом Щербининым “для помощи Ртищеву и его людям”. Когда к началу июня Щербинин добрался до зимовки, там в живых осталось всего девять человек, причем все они были больны цингой. 30 мая 1736 года Лаптев с остальной частью своего отряда вышел из Якутска на трех дощаниках, груженных провиантом. Пройдя Быковской протокой, он 25 июня вышел на взморье. Плыть дальше не позволял лед, плотно забивший весь залив Буор-Хая. Поставив дощаники в Севастьяновой губе, Лаптев отправился со своей командой к зимовке Ласиниуса пешком по берегу, после чего двинулся на боте "Иркутск" дальше, но в августе, достигнув 73 град. 16 мин. северной широты на меридиане мыса Буор-Хая, столкнулся со сплошным льдом, пробиться через который не удалось. Простояв во льду сутки, сжимаемый порою так, что терял управление, “Иркутск” повернул назад.

Весной и летом 1903 г. Ф.А.Матисен составил первую подробную и точную карту бухты Тикси. По берегам он расставил 17 триангуляционных знаков, разбил базис. Съемку он выполнял с помощником-казаком. Побывал Федор Андреевич и на острове Муостах, который оказался заметно меньше, чем по съемке почти столетней давности штурманского помощника Ильина из экспедиции П. Ф. Анжу. В то время ещё не знали о том, что остров уменьшается в размерах, и Матисен счёл, что Ильин провёл съёмку неправильно. Мыс продолжал пользовался дурной славой и дальше, но более-менее последовательная летопись кораблекрушений стала вестись лишь в советское время.

Осенью 1928 года отряд Академии Наук П.К.Хмызникова и А.А.Кухарского попытался на катере пройти морем на Лену. «Это морское путешествие,— писал профессор М.И.Белов,— во многом напоминало старинные русские походы на северо-востоке Азии. В течение нескольких суток смелые люди боролись с морской стихией. И все же у мыса Буорхая из-за аварии пришлось оставить катер и продолжать путь пешком. Положение осложнялось тем, что продовольствие погибло и путешественники вышли в тундру полуголодные. Через несколько суток, совершенно обессилев, они достигли устья реки Омолой, где, по счастью, встретили про мышленников, доставивших их в Верхоянск».

Осенью 1930 года Георгий Ушаков на ледоколе "Г.Седов" с начальником полярной станции Е. Н. Фрейбергом на пароходе «Лена» вышли на помощь выброшенному штормом на злопулучный мыс Буор-Хая пароходу «Эстафета», который пытался пройти на Яну. Спасатели сами оказались в положении потерпевших, ибо «Лену» тоже выбросило на берег. Более пятидесяти человек с обоих судов подобрал и доставил в Тикси крохотный бот «Пионер» Северо-Восточной экспедиции управления ГВФ, которой руководил И. А. Ландин.

На злополучном мысе Буор-Хая разбилось гидрографическое судно «Хронометр» Иннокентия Ивановича Вологдин, куда его выбросило штормом 19 сентября 1937 года. Тогда же, в середине залива на острове Муостах в августе - сентябре 1937 года была построена полярная станция.

Гидрографическое судно «Профессор Визе», вышедшее рано утром 15 августа 1942 года из Тикси для строительства навигационного знака на Ляховских островах и намеревавшееся оттуда пройти в Оленекский залив, получило пробоину в районе Буор-Хая, но экипаж удалось спасти. После этого, в 1943 году на мысе Буор-Хая, слывшем местом частых кораблекрушений, был установлен эвакуированный из Севастополя радиомаяк «Софар».
Ближайшие города:
Координаты:   71°9'13"N   130°40'36"E

Комментарии

  • шведа скорее всего сами грохнули,за такие косяки
Данная статья была последний раз изменена 13 лет назад