Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью (Москва)

Russia / Moscow / Москва / Погодинская ул., 10 строение 1
 историзм, строение 1926 года, строение 1901 года, медицинское научно-исследовательское учреждение, выявленный объект культурного наследия

www.sysin.ru

Размещается в бывшем здании приюта для неизлечимых больных им. митрополита Московского и Коломенского Сергия, Здание приюта спроектировано архитектором С. У. Соловьёвым в неорусском стиле.

Территория, долгое время принадлежавшая Новодевичьему монастырю, в середине XVIII в. начинает развиваться как усадебное владение. К 1799 г. после смены нескольких владельцев усадьба представляла собой большое владение, всю северо-восточную часть которой занимал сад. Главный деревянный дом выходил на красную линию появившейся позже Погодинской ул.

К 1817 г. объёмно-пространственная композиция усадьбы меняется. Главный двухэтажный дом фланкируют два жилых флигеля, один из двух прудов засыпан.

В 1835 г. усадьбу приобрёл известный историк и писатель М. П. Погодин. В главном доме находился кабинет М. П. Погодина, а также столовая, позже обращённая в портретную галерею.
В 1856 г. один из флигелей усадьбы был перестроен по проекту архитектора Н. В. Никитина в «русском стиле». Здание в виде бревенчатого сруба в стиле русского деревянного зодчества с нарядными ставнями, резными полотенцами, обильной деревянной резьбой — получило наименование «Погодинской избы» (современное владение Погодинская улица, 12а).
После смерти М. П. Погодина в 1875 г. усадьбу унаследовали его сын И. М. Погодин, а после смерти последнего его вдова А. П. Погодина, во втором браке Воронец.

В 1894 г. от владения Воронец была отделена северо-восточная часть, где долгие годы располагался усадебный сад. Отделённая часть составила основу территории нынешнего владения 10.
В 1898 г. этот участок был приобретён Советом Приюта для неизлечимых больных им. митрополита Сергия. Приют был основан по инициативе митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). Поводом, заставившим владыку задуматься об устройстве приюта, послужил рассказ Н. И. Никольского, впоследствии ставшего первым директором приюта, о тяжёлой участи неизлечимых больных. В апреле 1899 г. председатель Совета приюта протопресвитер Александр Ильинский обратился за разрешением на постройку здания. Проект, разработанный известным московским архитектором, академиком Сергеем Устиновичем (Иустиновичем) Соловьёвым, предварительно был одобрен великим князем Сергеем Александровичем. 19 мая 1899 г. состоялось утверждение проекта Строительным Отделением Московского губернского правления, а 25 мая 1899 г. состоялась закладка здания приюта. На торжестве присутствовали митрополит Московский Владимир (Богоявленский), московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович, его супруга великая княгиня Елизавета Фёдоровна, благотворительница Елизавета Сергеевна Лямина, пожертвовавшая значительную сумму на строительство приюта, архитектор С. У. Соловьёв. Строительство длилось два с половиной года. Освящение приюта состоялось 13 октября 1901 г. в присутствии митрополита Владимира и великого князя Сергея Александровича, который стал пожизненным попечителем приюта. Приют был рассчитан на презрение 100 человек.

Главное здание приюта с домовой церковью располагалось с небольшим отступом от красной линии Саввинского (современного Большого Саввинского) пер., занимая северо-западную часть территории владения. Его фланкировали два небольших каменных одноэтажных корпуса, расположенные по границам владения и выходившие торцами на красную линию переулка, один из которых занимали дворницкая и службы — дровник, ледник, кладовая, коровник, второй — конюшня, каретный сарай и ледник. Всю остальную территорию занимал обширный сад с прогулочными дорожками (бывший сад усадьбы Щербатовых-Погодиных), выходивший на Погодинскую ул.

Симметричная объёмно-планировочная структура главного здания приюта состояла из протяжённого двухэтажного прямоугольного объёма, главным фасадом обращённого в сад, и примыкавших к нему со стороны Саввинского пер. трёх двух-трёхэтажных крыльев: центрального, имевшего сложную крестообразную форму, и двух боковых, прямоугольной в плане формы (юго-западного и северо-восточного).
В центре основного объёма располагался домовый храм во имя Св. Сергия Радонежского. Это определило композицию главного фасада, центральным ядром которого стал пятигранный ризалит алтарной части храма, помещения которого находились на втором этаже. Его фланкировали два небольших плоских ризалита, ещё два плоских ризалита размещались по бокам основного объёма.
Парадный вход в здание был устроен в первом этаже центрального ризалита. Он вёл в сени, из которых по лестнице посетитель попадал в приёмную. Центральный блок помещений основного объёма включал также расположенные по бокам приёмной кабинеты директора и совета приюта. К ним примыкали комната фельдшериц и контора. Через приёмную проходила ось коридора основного корпуса, окнами выходившего на дворовую территорию. В коридор выходили палаты на 4-6 коек, окна которых были ориентированы в сад. Торцевые палаты предназначались для изоляционного отделения, там же размещались лестничные клетки. В боковых дворовых крыльях располагались жилые помещения для сиделок и фельдшериц, ванные и туалеты.
В центральном дворовом крыле находилась парадная лестница на второй этаж, в торцевой части с ризалитом — обширная столовая с подсобными помещениями и аптека.
Во втором этаже над приёмной находилось помещение домового храма во имя Сергия Радонежского. Помещения храма были перекрыты бетонными сводами, изготовленными «Акционерным обществом для производства бетонных и других строительных работ». В храме был установлен мраморный иконостас, иконы которого написаны на медных досках. Царские врата были изготовлены из прорезного металла. Стены храма были покрыты сюжетными росписями, выполненными в стилистике росписей В. М. Васнецова и М. В. Нестерова. В росписях широко использовался крупный растительный орнамент. Авторами росписей храма были живописцы художественной мастерской «Наследники П. П. Пашкова», скорее всего Иван Павлович и Николай Павлович Пашковы. Сохранившиеся фотографии свидетельствуют, что на южном своде храма располагалась композиция «О тебе Радуется». Под парусами свода вдоль стен всего храма идёт текст песнопения «О тебе Радуется», сочинённого Иоаном Дамаскиным в честь Богородицы и исполняемого на литургии Св. Василия Великого в качестве «задостойника». Над центральной восточной аркой основного храма вверху помещалось в круге изображения Господа Вседержителя, которому предстояли Богородица и Иоанн Предтеча. Ниже симметрично в трёх кругах располагались парные фигуры святых, по всей видимости, двенадцати апостолов. Среди других сюжетов можно отметить фигуру святого Трифона, обнаруженную в результате выполненных раскрытий.
Планировочная структура второго этажа повторяла в целом планировку первого, палаты были на 2–4 человек. В центральном дворовом крыле, кроме столовой, была также библиотека. В его торцевой части над подсобными помещениями столовой был устроен третий этаж, предназначенный для кухни и комнаты повара, из кухни на встроенном в стену подъёмнике еда подавалась в столовую. В юго-восточном крыле располагалась квартира доктора приюта.
Под всем зданием находился высокий полуподвальный этаж. Эксплуатируемая часть размещалась в дворовых объёмах и торцевых боковых помещениях основного объёма (кладовые, помещения для прислуги, калориферные, котельная и прочее), частично в центральном блоке (покойницкая и комната швейцара), связь между помещениями осуществлялась по коридору вдоль дворового фасада (под коридором первого этажа), имевшему окна со стороны двора.
В конструктивном решении широко применялись сводчатые перекрытия, в том числе своды системы «Монье», крестовые, лучковые с распалубками.

Декор фасадов здания был выдержан в «русском стиле». В отличии от аналогичных построек того времени, для которых характерны неоштукатуренные кирпичные фасады в духе московской архитектуры XVII в., С. У. Соловьёв придал зданию приюта за счёт оштукатуривания и окраски фасадов светлый колорит, свойственный памятникам новгородско-псковской архитектуры.
Другой яркой репликой этой архитектуры была трёхпролётная звонница, которая возвышалась над щипцовым завершением основного объёма домовой церкви. Звонница, на которой было установлено шесть колоколов, завершалась тремя небольшими главками. Алтарная часть храма, размещённая в пятигранном центральном ризалите, увенчивалась невысоким шатром с небольшой главкой на высоком барабане, окружённым двумя рядами треугольных кокошников. Изразцовый декор вызывал ассоциации с декоративной отделкой Покровского собора на Красной площади, над реставрацией которого С. У. Соловьёв работал в 1890-х гг. Наибольшая концентрация декоративных деталей, характерных для древнерусской архитектуры, наблюдалась в центральном и боковых ризалитах главного фасада. Наиболее характерными элементами являлись пояса ширинок с полихромными, квадратной формы изразцами, декоративные пояски (аркатурный и «бегунец»), массивные столбы парадного портала, оформление оконных проёмов в виде «бровки». Дворовые фасады были выполнены лаконично, их декор ограничивался декоративными поясками и «бровками» в уровне первого этажа. Архитектурно-композиционное решение фасадов служебных корпусов было достаточно лаконично и отвечало характеру оформления дворовых фасадов главного здания.

В 1910-х гг. настоятелем храма в приюте был Дмитрий Савватиевич Дмитриев, прозаик, драматург, историк (1848–1915), принявший в 1908 г. сан священника. В это время он продолжал сотрудничать с различными церковными журналами.

В октябре 1918 г. помещение Сергиевского храма было опечатано, в июле 1920 г. здание передано в ведение Государственного института дефективного ребёнка. Помещение храма как и всё здание было приспособлено под нужды института. По разрешению Моссовета в сентябре 1920 г. в Преображенскую церковь города Дмитрова из храма было передано тридцать богослужебных предметов — кресты, сосуды, облачения. Остальное имущество — иконы, утварь, часть иконостаса — передали в храм Благовещения Фанагорийского полка на Сокольничьем поле. Набор колоколов звонницы был передан в один из московских театров.
При осмотре здания специалистами Музейного отдела Наркомпроса в 1920 г. было отмечено высокое художественное качество монументальной росписи, которая, как было записано в акте осмотра, «от сырости лупится и гниёт».

В 1925 г. владение находилось в ведении Наркомздрава, которое использовало его для размещения Научного института охраны труда.
Первый проект переустройства был составлен в 1925 г. и не предусматривал серьёзных изменений в архитектуре главного здания, за исключением увеличения площадей третьего этажа центрального дворового объёма над объёмами бывших церкви и столовой. Фиксационный план 1925 г. позволяет сделать вывод о том, что первоначальный проект С. У. Соловьёва 1899 г. был реализован с незначительными изменениями (они коснулись планировки дворовых боковых объёмов).
В 1926 г. составлен проект надстройки третьим этажом боковых частей основного объёма и боковых дворовых крыльев (архитектор С. Я. Бухаров). Чертежи 1926 г. показывают, что к этому времени ещё существовала звонница и шатёр домовой церкви.
Первоначально заместитель губернского инженера А. Ф. Мейснер сообщил, что эта надстройка не может быть допущена, так как нарушает архитектурную связь и гармонию фасада всего здания, однако уже в сентябре разрешение на надстройку было получено.
Сравнительный анализ осуществлённой надстройки и сохранившихся чертежей позволяют предположить, что проект надстройки 1926 г., выполненный архитектором С. Я. Бухаровым, реализован со значительными изменениями: была произведена надстройка не только боковых частей здания, но и всего комплекса двумя этажами.
Надстройка была выполнена с сохранением общего композиционного решения фасадов первоначального объёма: в третьем и четвёртом этажах окна получили завершения, характерные для первых двух этажей здания, щипцовые завершения объёма храма были перенесены на завершения центрального и боковых ризалитов главного фасада, полуколонки на гранях центрального ризалита продолжены на всю высоту здания. Планировка здания частично изменена за счёт устройства внутренних перегородок, часть оконных и дверных проёмов трансформирована.
В итоге, при реконструкции было утрачено доминирующее положение центральной части здания и целый ряд архитектурных и декоративных элементов главного фасада: звонница, барабаны и купола храма, карнизы, значительная часть изразцов, поребрика, ниш, козырьки над входами, киоты. Узкие окна ризалита в алтарной части храма растёсаны. Помещения приспособлены под лаборатории и кабинеты, домовый храм превращён в актовый зал с закладкой арочных проёмов в прилегающие помещения, часть оконных и дверных проёмов заложена, частично пробиты новые. Ранее пустующие помещения в юго-восточной части полуподвального этажа приспособлены под использование, в связи с чем в цоколе пробиты многочисленные оконные проёмы.

В 1935 г. здесь располагались Научно-исследовательский институт коммунальной санитарии и гигиены, Научно-исследовательский тропический институт им. Марциновского и Научно-исследовательский институт экспериментальной физиологии и терапии, а также механическая мастерская этого института.

В 1960 г. на территории владения по красной линии Погодинской ул. у границ участка выстроены два шестиэтажных корпуса, предназначенных для радиологических лабораторий Института биохимии АН СССР, разработчик — «Гипроздрав» (Погодинская ул., 10, строения 7, 8).

В 1972 г. в помещении бывшего храма произошёл пожар, после которого начались ремонтные работы, во время которых был обнаружен фрагмент монументальной росписи храма. Однако из-за позиции руководства фрагмент был закрашен. В 1986 г. один из сотрудников института, Е. Г. Растяников, будучи любителем живописи приступил к отмывке этого участка росписи, на котором был изображён Святой Трифон. Ещё один фрагмент росписи был открыт в 2004 г. на углу восточной стены храма, на нём помещено изображение Серафима в круге.
В 1992 г. разработан проект реконструкции здания, подразумевавший объединение объёмов главного здания и крыльев в единый объём, однако он реализован не был.

На протяжении последних десятилетий здание бывшего приюта занимают структуры медико-биологической направленности (НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН), ФГБУ «Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью». Размещаются здесь лабораторные, административные и вспомогательные помещения.

Выявленный объект культурного наследия.
Ближайшие города:
Координаты:   55°44'0"N   37°34'0"E

Комментарии

  • Раньше эти места назывались Пироговские клиники. Пацанами смотрели через окошки как студенты делели операции на собаках и телятах.
  •  29 км
  •  57 км
  •  89 км
  •  160 км
  •  162 км
  •  341 км
  •  361 км
  •  438 км
  •  486 км
  •  634 км
Данная статья была последний раз изменена 7 лет назад