Ташкентский Ботанический Сад (Ташкент)

Uzbekistan / Taschkent / Tashkent / Ташкент
 сад, ботанический сад
 Загрузить фотографию

Когда-то Ташкентский ботанический сад, созданный в 1920 году, занимал лишь небольшую территорию вдоль речки Анхор, а сегодня он размещается на площади в 66 гектаров и совместно с Институтом ботаники функциони­рует как единая организация Научно-производственного центра «Ботаника». Здесь собраны растения, представляющие Северную Америку, Восточную Азию, Европу, Дальний Восток, Крым, Кавказ, Центральную Азию. Помимо дендрологических экспозиций, в Саду имеются участки лекарственных, биологи­ческих, карантинных, декоративных растений. Нет другого такого места в Ташкентском мегаполисе, где дышалось бы так легко, потому что воздух здесь чист, прозрачен и напоен душистыми ароматами экзотических трав.

В интересную судьбу Ташкентского ботанического сада внесли достойный вклад многие известные ученые, подарившие людям на века необыкновенное чу­до - царство зелени и тишины. Один из них - Федор Нико­лаевич Русанов, выдающийся ботаник, академик Академии наук Республики Уз­бекистан, заслуженный деятель науки Узбекистана, имя которого ныне носит Бо­танический сад.

В Ташкент Федор Русанов, уроженец села Каменка Челябинского уезда, переехал в 1933 году. Коллеги отговаривали его, выпускника Сибирского сель­скохозяйственного института, от опрометчивого шага: мол, рвешься в глухома­нь. Но таким мелочам он не придавал особого значения, так как на все имел твердую точку зрения, привык отстаивать ее и следовать своей дорогой. Считал, что каждому воздается по уму и способностям.

Незнакомый город, в основном одноэтажный, очаровал Федора Николаевича своим восточным колоритом: шумными яркими базарами с караван-сараями и уютными чайханами, где под пение беданы аксакалы беседовали о мирных делах. Он не замечал привычной жары в саратон - самый жаркий месяц, с удовольстви­ем бродил по узким улочкам Старого города. Вскоре его рослая фигура приме­лькалась в научных кругах, его общительность понравилась многим... За ос­ведомленность и деловую хватку его назначили директором Ботанического са­да САГУ (Среднеазиатского государственного университета). О такой работе Федор Николаевич давно мечтал. Он пытливо знакомился с различными полезными растениями края, выращенными на восьми гектарах Сада. Не огороженный забором, он был, скорее, европейским парком, ухоженным и нарядным, с англий­скими газонами, «стекающими» с крутых холмов к холодной воде. В нем не рвали цветов, не ломали деревьев. С приходом Русанова возросла роль Сада в озеленении улиц и скверов Ташкента. Типичными ста­ли экспедиции по Средней Азии в поисках редких, неизвестных растений.

Вместе с единомышленниками Федор Николаевич вырастил 17 видов мелио­ративной культуры, позволившей оживить засоленные почвы. Эти деревья стали использовать в качестве деловой древесины. Другой бы успокоился, почивая на лаврах... А он, неугомонный, все горел свежими задумками, мечтал и желал претворить их в действительность. Так созрела идея создать на новом месте Ботанический сад, на его обширной территории развернуть работы в области интродукции и акклиматизации растений, чтобы в дальнейшем обогатить расти­тельные ресурсы Узбекистана.

Генеральный план создания нового Ботанического сада был разработан архитектором Ф. Сатаддиновым в институте «Узгоспроект». Практически на энтузиазме сотрудников была воссоздана на 80 га земли экспозиция северо­американской, европейско-кавказской, дальневосточной, восточно- и средне­азиатской растительности. Каким образом - за такой немыслимо короткий срок? Да из обменного фонда семян и саженцев, получаемых из ботанических садов мира. Сотрудники Сада брали пример с директора и работали на совесть за скромную зарплату ради достижения светлой цели. Заведующая семенной лабо­раторией Людмила Сторчая, начальник отдела Любовь Кравченко, хозяйствен­ник Михаил Фастюшков, научные сотрудники Галина Костенова, Раиса Мурзова, научный секретарь Евгений Бородин и другие не только трудились на де­лянках, но и собирали научный материал, позволивший им позже стать хорошими учеными.

Сам Русанов опубликовал несколько путеводителей по Ботаническому са­ду, 185 научных работ, руководил изданием фундаментального исследования - 14 томами «Дендрология Узбекистана». В экспедиции Федор Николаевич обычно ездил с молодежью и супругой - доктором биологических наук Зинаидой Печенцевой, написавшей замечательную книгу «О тюльпанах Средней Азии», и сыном Николаем, ставшим впоследствии также доктором наук. Собранный в экспедициях флористический материал позволил Федору Николаевичу подготовить на­дежную смену - 5 докторов и 20 кандидатов наук. Из командировок в Индию, Китай, США и другие страны он привозил семена и саженцы, позволившие вырастить в местных условиях ямс - пищевую и лекарственную культуру, ясень бархатный и другие растения.

В годы расцвета экспозиция Ташкентского ботанического сада включала в себя более 6 000 видов, форм и сортов умеренной зоны, коллекция дендрофлоры содержала 2 500 видов, в том числе хвойных - 170, травянистых - 2 200. При жизни Русанова было опубликовано немало статей о взращенном Саде. Некото­рые авторы подчеркивали неухоженность и запущенность Сада в отличие, ска­жем, от Никитского в Крыму. На все критические замечания Федор Николаевич с улыбкой отвечал «знатокам»: ботанические сады в мире в основном напоминают парки, к примеру, 4-гектарный в Париже. В Ташкентском «растения выращиваются в естественных условиях, так, как они росли бы в соответствую­щей природной среде». И в самом деле: где вы встретите на пятачке земли тугаи, степи, лес, предгорные зоны, блюдца озер и такое обилие разнообраз­ной зелени.

В 84 года прервалась жизнь замечательного человека, ученого с мировым именем. Однако Федор Николаевич Русанов навечно остался на нашей земле в своих печатных трудах и главном детище всей его жизни - Ташкент­ском ботаническом саде, питающем свежим кислородом гигантский город. А главное - он навсегда остался в памяти благодарных людей.

Сегодня Ботанический сад имени Русанова насчитывает более 4 500 видов, форм, разновидностей и сортов деревьев, кустарников, лиан, цветочно-декоративных и других травянистых растений. Есть здесь тюльпановое дерево, шел­ковистая акация, метеосеквойя, мамонтовое дерево, болотный кипарис, хурма вир­гинская, дуб каштанолистный, гингко, азимина, американский масляничный орех пекан и многие другие редкие виды флоры, которые нигде, кроме Ботанического сада, не встретишь.

В теплицах и оранжереях выращивается около 800 видов и форм различных тропических и субтропических растений из различных уголков земного шара. Многие собранные здесь растения используются как для комнатного примене­ния, так и для создания зимних садов в закрытых помещениях. Первый шаг в оранжерею, и вы оказываетесь в густом тропическом саду, где каждое расте­ние поражает воображение. Первая вас встречает гигантская или элегантная фуркрея, занесенная в Красную книгу тропических растений. Двухметровые остроконечные зеленые листья в желтой окантовке раскинулись огромным цвет­ком.

Мюлленбекия листостебельная - растение просто удивительное, ее еще на­зывают смешной, потому что в ней листья и ветви слиты воедино и выглядят причудливо и даже фантастично. Есть здесь и странного вида деревья семей­ства бомбакассовых с шипами, растущими прямо на стволе, и папайя с узорча­той древесиной, и хлебное, и кофейное деревья, а также величественные пальмы с листьями размером с большое одеяло. Растет здесь миртовое дерево, бугенвиллия, розовая полимерия с цветами, похожими на цветы магнолии. Опадая, они не вянут месяцами.

А на открытом воздухе можно увидеть цветущую магнолию, шелковую акацию, покрытую розовыми пушистыми и душистыми цветами, и длинные ряды роз - кре­мовых, белых, красных, розовых. И необыкновенные лилейники - малиновых и лимонных оттенков, огромные, очень красивые цветы, отдаленно напоминающие лилии. Но эти намного больше, ярче, красочнее. Они неприхотливы, хо­рошо себя чувствуют в тени деревьев, в парках. На участке лекарственных ра­стений изучаются новые для Узбекистана виды, многие из которых затем передаются для промышленного разведения.

Изучая биологические особенности различных древесных растений, произ­растающих в новых для них условиях, научные сотрудники Сада выявляют сро­ки и продолжительность их цветения, качество семян, скорость роста, зимостойкость, жизненность и долговечность, сохранение способнос­ти к самовозобновлению и омолаживанию. Кроме того, постоянно ведется работа по определению хозяйственной значимости данного растения для той или иной области республики.

Дендрологические экспозиции, так же, как и любые лесные посадки, требуют проведения регулярных санитарных рубок, прочисток, прореживания. Кроме того, многие интродуцированные породы быстро старятся в новых для них условиях, и нужно хорошо знать биологию, чтобы вовремя провести омолажива­ние. Так что работа по уходу за Ботаническим садом - это непрерывный круг работ по проведению различных агротехнических и лесокультурных работ.

Ташкентский ботанический сад - своеобразный музей природы под открытым небом. Это национальное достояние и гордость Республики Узбекистан. Здесь всегда можно полюбоваться тюльпанным, бумажным, мамонтовым деревьями, красотой цветущих магнолий, пиона древовидного, разноцветьем цветущих тюльпанов и эремурусов, совершенной красотой цветка лотоса и различных кувшинок. Здесь можно узнать в «лицо», как выглядят различные лекарственные расте­ния, которые сохраняют нам здоровье на долгие годы жизни.
Ближайшие города:
Координаты:   41°20'40"N   69°18'59"E
Данная статья была последний раз изменена 10 лет назад