ул. Петра Алексеева (Керчь)


Пётр Алексеев — офицер-моряк, командир Аджимушкайского отряда керчан-партизан, был зверски замучен и убит карателями (белогвардейцами) в 1919 году.
До Октябрьской революции — 2-я Босфорская ул.

В апреле 1919 года Красная Армия ударила по белогвардейским войскам в районе Перекопа и Сиваша. Были освобождены Джанкой, Евпатория, Феодосия, Симферополь. Части Красной Армии вышли к Акманайскому перешейку. Здесь в бой вступили английские и французские суда, которые были в Азовском море, и начали усиленный обстрел советских войск. Наступление приостановилось. Интервенты и белогвардейцы усилили террор в Керчи и в окрестных сёлах. Были произведены взрывы выходов из каменоломен. К ним подтянули вооруженные отряды, за каменоломнями усилили наблюдение.

В 1919 году чтобы поддержать народные революционные силы Рабоче-Крестьянской Рабочей армии (РККА) спешивших на помощь жителям Крыма, керчане-подпольщики начали вооруженное восстание против Вооружённых сил Юга России белого генерала А. И. Деникина (белогвардейцев и казаков). Следует вспомнить, что к маю 1919 года положение на крымском фронте Вооружённых сил Юга России белого генерала А. И. Деникина было крайне шатким. Войска уже оставили весь Крым, отступив к Керченскому полуострову на слабые Ак-Монайские позиции, где удалось задержать наступление Красной армии. Незначительные силы должны были не только сдерживать дальнейшее продвижение войск противника на Керчь, но и бороться против многочисленных красных партизан в городских каменоломнях (до 1000 человек), действовавших весьма дерзко, постоянно осуществляя неожиданные нападения и быстро укрываясь в неприступных каменоломнях.

Партизанские отряды были организованы не только в Аджимушкайских, но и в Старокарантинских и Петровских каменоломнях. Особенно приток в отряды усилился после того, как белогвардейцы, узнав о существовании партизан, расстреляли несколько семей тех, кто находился в каменоломнях. Теперь к партизанам приходили целыми семьями.

Старокарантинским отрядом партизан командовал рабочий-сапожник Василий Денисов, которого хорошо знали рудокопы. Активное участие в создании отряда принимал офицер-моряк Пётр Алексеев. К марту 1919 года численность отряда превысила 180 человек. Это были в основном рабочие рудника, каменоломен, крестьяне помещика Оливье. Подпольный комитет партии направил в отряд своего члена тов. Пирогова.

Военно-революционный штаб партизанских отрядов, в который вошли тт. Горбульский, Бурцев, Урсатьев, Самойленко, Юрченко и другие, обосновался в Аджимушкайских каменоломнях.

Партизаны вскоре перешли к активной борьбе. Кроме ежедневных нападений на отдельные белогвардейские части, казармы, вокзал, находящиеся в порту суда, они вели и дневные бои. Белогвардейцам наносился большой урон.

С поверхности земли в Старокарантинских каменоломнях прослушивались передвижения партизан. Партизанам было известно: у белогвардейцев имеются сведения, что в каменоломнях якобы находится большой кавалерийский отряд. Поэтому в поселок Старый Карантин были стянуты значительные силы врангелевцев. Фактически у партизан был всего один слепой шахтерский конь, на котором к шурфу подвозили раньше пиленый камень. Чтобы обмануть врага и побольше оторвать с фронта врангелевских сил, партизаны поочерёдно водили лошадь вокруг опоры, наверху создавалось впечатление, что в подземных ходах движется целая кавалерийская часть. Уловка удалась. Силы врага были отвлечены от фронта и Аджимушкайских каменоломен, где в это время партизаны находились в тяжелейших условиях.

В первой половине мая интервенты и белогвардейцы крупными силами атаковали Аджимушкайские каменоломни. Суда интервентов бомбардировали партизан целыми сутками. Но когда начался штурм партизанской твердыни, каратели (белогвардейцы и казаки) напоролись на сильный встречный огонь и, понеся огромные потери, отступили. Были пущены в ход удушливые газы, взорван колодец с водой, прекратилась доставка продовольствия. Кроме партизан, в каменоломнях находились женщины, дети, старики.

«Городской комитет партии и революционный штаб решили выйти из каменоломен и повести наступление на Керчь. Для более мощного удара силы партизан были объединены. Смелый рейд совершили старокарантинцы. Они разбили карательный отряд белых и, захватив крупные трофеи, прорвались к аджимушкайцам.

Военно-революционный штаб разработал план решительного наступления. Принявшие в нём участие уже знали о десятках тысяч убитых белогвардейцами мирных жителях по всей Российской Империи, и в этот раз они вышли на улицы не с цветами, транспарантами и хлебом-солью, а с оружием в руках. Из лучших бойцов были сформированы три ударных отряда. В ночь на 22 мая (4 июня) партизаны вышли на поверхность и двинулись в Керчь. К ним присоединились рабочие, моряки, рыбаки, крестьяне. Завязались жестокие уличные бои. Партизанам удалось захватить несколько важных объектов, укрепиться в Керчи и на горе Митридат. В это время, тактически очень грамотно выбранное, в тылу белых войск в Керчи было поднято вооруженное восстание, чтобы ускорить разгром белой армии.

Белогвардейцы были в панике. Только на следующее утро 23 (5 июня), получив сильное подкрепление, при поддержке артиллерии военных судов интервентов, они начали общее контрнаступление. Партизаны бились до последнего патрона, рукопашная следовала за рукопашной. Особенно ожесточённо дрались партизаны на большой Митридатской лестнице (на этом месте до Великой Отечественной войны была установлена мемориальная доска, которая разрушена во время военных операций). Теснимые превосходящими силами врага, партизаны с боями частично прорвались в каменоломни, где оставались женщины и дети.

Со схваченными партизанами-большевиками белые свирепо расправлялись. Ужасной смертью погибли С. Горбульский, командир аджимушкайского отряда Петр Алексеев и другие. Только за один день было расстреляно и повешено более 1500 человек» («Керченская руда» Сергей Башарин).

В день восстания пострадали многие и непричастные к нему, но в этом следует винить также и партизан, решивших осуществлять боевые действия на улицах города. Сложно найти пример подавления восстания в городе без жертв со стороны мирного населения (достаточно вспомнить хрестоматийный пример штурма А. В. Суворовым Праги, предместья Варшавы). Над заключёнными после восстания в Керчи был произведён суд, мизерная часть была расстреляна, многие попали в лагеря, остальные были отпущены. Во время советской власти в память этих событий в Керчи был установлен ряд памятных знаков.

В мае 1919 года в дни героического восстания керченских местных жителей, партизан и ополченцев (Рабоче-крестьянской Красной армии), на этой улице происходили ожесточенные бои с приехавшими казаками и солдатами-белогвардейцами (Вооружённых сил Юга России белого генерала А. И. Деникина) и их союзниками — зарубежными иностранными интервентами (добровольцами и наемниками собранными со всего мира для борьбы с большевиками, флоты Англии, Франции, Греции, Италии и Турции стояли в проливе беспощадно обстреливая город).

Восстание было жестоко подав­лено. В подавлении активное участие принимали корабли зарубежных иностранных интервентов, которые своей артиллерией (снаряды с химическим оружием и разрывные) уничтожали огневые точки восставших в городе керчи (село Алесандровка — ныне село Приозерное, Камыш-Бурун, Старый Карантин, Партизанское (с каменоломнями) — ныне Аршинцево, Солдатская слободка, село Аджимушкай и Аджимушкайские каменоломни, современную территорию центра города, площади Ленина, горы Митридат, района Войково).

Когда у восставших закончились патроны и боеприпасы, на них была броше­на конница, которая, по существу, рубила безоружных и мирных жителей. Уничтожение мирных жителей и восставших началось на перекрестке ул. Ленина, ул. Горбульского, ул. Пирогова, и на площади перед православным собором святой Троицы. В течение этого дня было убито 1500 человек восставших.

23 мая 1919 года в Керчи всего за один день белогвардейцами-карателями было казнено 1500 местных жителей. т.к. весь город поддерживал большевиков, белогвардейцы не жалели ни мирных, ни вооруженных людей. Улица 23 мая 1919 года названа в память обо всех убитых керчанах, среди которых только единицы были реальными членами местной ячейки РСДРП(б) —. большевиками. В этот день в Керчи был схвачен и зверски замучен член военно-революционного штаба местных сил Рабоче-крестьянской Красной армии в городе Керчи — С. М. Горбульский. В честь него в городе Керчи была названа улица.

В последующие дни Белый террор продолжался. В первые дни белогвардейские каратели выискивали по городу сочувствующих, вывозили их за городки и расстреливали. Чуть позже узнав о большевистских взглядах большинства горожан - они стали хватать людей уже без разбору. Об этом говорят оставшиеся в живых дети, которым рассказывали отцы — очевидцы этих расстрелов. Об этом свидетельствует мемориальная доска на одном из домов улицы 23 Мая 1919 года. Расстрелы проводились в западной части бывшей деревни Андреевка (сейчас это место при повороте с Феодосийского шоссе на Багерово). Местные жители говорят, что в местах расстрела до сих пор растет зеленая трава даже в засушливое лето. Весь 1919 год продолжался массовой безработицей и голодом.

Для оставшегося в живых населения Керчи оставался лишь один исход (которому так и не дали название) — быть на своей грешной земле. Все здравомыслящие люди всех поколений призывают к толерантности, взаимопримирению памяти Белой и Красной армий, признанию прав любого человека и недопущению ужасов гражданской войны в будущем.

В районе стыка ул. 23 Мая 1919 года и Почтового пер. — на месте Театральной пл. был разбит сквер Красных партизан и подпольщиков. 25 декабря 1979 года в сквере установлен памятный знак о страшных событиях 23 мая 1919 года.


www.youtube.com/watch?v=KJ14WuGzXIc
Nearby cities:
Coordinates:   45°20'38"N   36°28'5"E
This article was last modified 6 years ago