Экспозиционный зал «Парадная столовая» (в экспозиции «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца») (Алупка) | экспозиция, выставка

Ukraine / Krym / Katsiveli / Алупка / Дворцовое шоссе, 10
 экспозиция, выставка  Добавить категорию
 Загрузить фотографию

По своему внешнему облику, конструкции и характеру отделки Столовый корпус дворца стилистически наиболее близок к временам Елизаветы Тюдор". Но если в XVI веке формы английского частного дома достаточно полно оправдывали выражение „мой дом - моя крепость", то уже в XIX веке обладатели особняка в готическом вкусе могли бы с полным правом заявить, что „для сада в моем доме не может быть крепости". Совсем не преградой, а всего лишь рамами смотрятся на южной стене большой эркер и такие же огромные боковые портефенетры. За ними, насколько может охватить глаз, простираются пышные цветники и море, сверкающее длинной голубой лентой вдоль всего фасада. Как ни один другой зал дворца, этот поражает богатством отделки и виртуозно исполненной резьбой по дереву. В резьбе преобладают мотивы собранных салфеток, которые украшают высокие панели, и виноградные лозы, обрамляющие де-сюдепорты и рамы картин. В декор включены самые разнообразные по рисунку арки: пологие, стрельчатые, трехлопастные. Особенно выразительны они в ограждении хоров. Благодаря удачно найденным пропорциям деталей и целого большие размеры столовой не подавляют своим видом.

Своды массивного тяжелого потолка в переплетах воспринимаются значительно ниже за счет резных замков. Словно окна в природу и историю, смотрятся на глухих стенах четыре монументальных панно прославленного французского художника конца XVIII века Гюбера Робера. Два из них подписаны и датированы художником 1802-1803 годами. В каждом запечатлен какой-нибудь памятник архитектуры. Хотя и преображенные фантазией автора, но вполне узнаваемы тут вилла Мадама, незавершенное творение Рафаэля, Тиволи - владение герцогов д'Эсте, Капитолийский музей и, наконец, единственный в нашей стране сюжет Г. Робера с изображением Тополиного острова в Эрминонвиле, в парке имения графа Жерардена. Как известно, парк этот был создан по описаниям в романе Жан- Жака Руссо „Новая Элоиза", и он же явился местом последнего успокоения философа. Акценты расставлены таким образом, чтобы взгляд, скользнув по группе веселящейся на первом плане молодежи, поднялся к спокойной глади лазурного озера в центре и завершил обзор на саркофаге, едва заметном в тени подернутых сизой дымкой тополей. Среди радостей и утех жизни не забывай об окончательном итоге - такой смысл вложил в это полотно последователь и поклонник философии Жан-Жака Руссо Гюбер Робер.

В Парадной столовой невозможно не заметить великолепные камины из диабаза, их сложнейшую ажурную резьбу по камню, невозможно не оценить величественные, повторяющие формы каминов, фонтаны в центре стены.

"...Столовая темна и массивна, как следует быть настоящей столовой средневекового замка. Огромный неподвижный стол с тяжкими дубовыми стульями средневекового вкуса [...], огромные дубовые буфеты с резьбой по обоим концам, с разными редкостными жбанами, кувшинами и кубками, темная деревянная резьба на потолках и панелях, часы драгоценной, художественной резьбы из дерева, огромная люстра красной меди под цвет мебели и стен, а на окнах занавеси необычной массивности, темно-красные, как и обивка стульев, нарочно заказанные в Лионе, вытканные цельным куском...".

Диабазовое обрамление для них сделано гранильными мастерами инженера Крюкова из Симферополя. Интересно, что его ниша, облицованная итальянской майоликовой плиткой, напоминает камин в холле замка Абботсфорд. Совпадают и другие детали украшений, как, например, рисунки арок для панелей, орнаменты крестоцветов и крабов, что еще раз подтверждает участие Блора в оформлении интерьеров двух близких по стилю дворцов.

Обстановка Парадной столовой в значительной степени соответствует ее назначению. Особенно хороши четыре сдвинутые друг к другу стола, сверкающие полировкой столешниц драгоценного красного дерева. Есть основание думать, что они, как и входящий в комплект сервант с ванной для шампанского, сработаны одним и тем же мастером - англичанином Бейкером в 30-е годы XIX века. Мощные торжественные формы этих предметов выполнены из цельных кусков дерева и украшены резными волютами, пальметами и розетами. В интерьере можно увидеть многочисленные предметы из бронзы, хрусталя и фарфора: канделябры, часы, вазы. Парадная столовая не реже, чем Голубая гостиная, использовалась под балы и спектакли. Традиционно каждую осень устраивался праздник для виноградарей и садовников, и на украшение зала шло столько винограда, что из него можно было выдавить бочку вина. В таких случаях приглашалась полковая музыка.

"...Любезный однополчанин Семен Тимофеевич [...], спешу прислать мою бальную музыку, до Байдар на моих лошадях, так чтобы музыканты явились к Вам не 13, а 11-го на ночь, с тем чтобы еше до балу могли сдел[ат]ь удовольствие если не графу, то хоть тебе, любезный Семен. Прикажи ей играть что хочешь [...]. Вели играть мои любимые, то услышишь „Не ходи, Грицю, на вечерницу" и тому подобные. Музыкантов размести где хочешь, только прошу принять хотя бы моего капельмейстера, кот [орого] рекомендую как прекрасного усердного человека. Он у меня берет 2 тыс рублей жалования и стоит того. Музыкантов прошу не баловать, продовольствие солдатское. Зато пусть играют сколько тебе угодно, после балу прошу Вас дать им проводника до Байдар, с тем чтобы с Байдар их отправили на подводах.
Из Севастополя 10 ноября 1839 года.".
Ближайшие города:
Координаты:   44°25'11"N   34°3'20"E
Данная статья была последний раз изменена 7 лет назад