Московский городской научно-практический центр борьбы с туберкулёзом (Москва)

Russia / Moscow / Москва / ул. Стромынка, 10
 медицинский центр, эклектика, строение 1968 года, строение 1894 года, медицинское научно-исследовательское учреждение, кирпичный стиль, выявленный объект культурного наследия

В 1926 г. туберкулёзное отделение больницы им. А.А. Остроумова получило самостоятельный статус и название: Московский городской научно-исследовательский туберкулёзный институт Московского отдела здравоохранения. Под этим названием институт просуществовал до 1955 г. С этого времени организация была переименована три раза: в 1956–1975 гг. учреждение именовалась как Московская городская клиническая туберкулёзная больница Московского городского отдела здравоохранения; в 1975–1996 гг. — туберкулёзная клиническая больница № 21 Главного управления здравоохранения Мосгорисполкома; с 1996 г. — Московский городской научно-клинический центр борьбы с туберкулёзом Департамента здравоохранения г. Москвы.

Тел. +7 (499) 269-01-31

www.mnpcbt.ru

***
Здание — бывший главный корпус с домовым храмом св. Николая Чудотворца дома призрения братьев Боевых.

История постройки дома призрения им. братьев Боевых началась с того, что 6 февраля 1890 г. потомственный почётный гражданин Николай Иванович Боев обратился в Городскую думу с пожеланием пожертвовать 750 000 рублей на учреждение дома призрения имени братьев Николая, Петра, Александра и Алексея Боевых. В тот же день это предложение было принято на заседании Городской думы. Разработка проекта комплекса зданий была поручена известному архитектору Александру Лаврентьевичу Оберу. К лету 1890 г. проект был готов и представлен на утверждение в строительном отделении Московского губернского правления. 10 июля проект был утверждён.

Несмотря на то, что проект был утверждён летом 1890 г., по неизвестным причинам было решено его изменить и доработать.
Во-первых, было изменено декоративное решение фасадов, во-вторых, была несколько изменена внутренняя планировка некоторых помещений, а именно планировка торцевых частей здания, в которых предполагалось разместить квартиры для персонала и причта.
Таким образом, весной 1891 г. проект был повторно представлен на рассмотрение Строительного отделения Московской городской управы и утверждён со всеми изменениями и поправками 29 мая того же года.
30 мая 1891 г. произошла торжественная закладка здания приюта.
В марте 1892 г. проект был незначительно уточнён — прорезанные трёхчастными полуциркульными окошками аттики башенок центрального входа было решено заменить глухими нишами с надписями: в аттике башенки слева от входа — «дом призрения», а справа — «Н. П. А. А. Боевых».

К концу 1892 г. постройка стен была завершена. 18 декабря храмовая часть была увенчана массивным металлическим крестом, который был вызолочен методом гальванопластики на фабрике И.Е. Абросимова. Тогда предполагалось, что отделочные работы будут завершены к сентябрю 1893 г. Тем не менее строительные работы затянулись почти до лета 1894 г.

31 мая 1894 г. митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) был торжественно освящён главный престол домовой церкви при Доме призрения имени братьев Боевых во имя свт. Николая Чудотворца. Дом призрения был официально открыт для нуждающихся. На освящении присутствовали самые именитые люди того времени: Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, московский губернатор А.Р. Булыгин, московский уездный предводитель дворянства князь В.А. Голицын, московский городской голова К.В. Рукавишников и конечно, учредитель богадельни Н.И. Боев.

По данным 1894 г. главный корпус дома призрения был рассчитан на 250 человек. На момент открытия было принято 147 человек, в том же году планировалось перевести 75 человек из Матросской богадельни.
26 июня 1894 г. был освящён северный придел во имя праведной Елисаветы.
3 июля 1894 г. был освящён правый придел во имя св. Петра, митрополита Московского, в память покойного брата храмоздателя, Николая Ивановича Боева – Петра Ивановича.

В сообщениях Московских церковных ведомостей особенно отмечалась красота иконостасов главного и придельных храмов: трёхъярусные иконостасы были изготовлены из белого итальянского мрамора. Царские врата Елизаветинского придела – бронзовые вызолоченные, в местном ряду находились иконы Спаса Нерукотворного и Казанской Божьей Матери, украшенные дорогими серебряными ризами. Эти иконы были пожертвованы храму Н.И. Боевым.
Классический крестово-купольный, двусветный, обширный, с массивным световым барабаном храм занимал центральную часть дома призрения. Внутрь храма можно было попасть через главный вход на первом этаже. На втором этаже с западной стороны были устроены хоры, на которые вели два боковых входа.

В январе 1896 г. Николай Иванович Боев скончался и согласно завещанию был похоронен в домовой церкви свт. Николая при доме призрения.

О том, как был устроен дом призрения до 1917 г., можно судить по следующему описанию: «Главный корпус, рассчитанный по проекту на 200 призреваемых, представляет из себя двухэтажное с подвальным этажом здание на обоих концах которого – надстройки, образующие частично третий этаж: в центре здания возвышается купол находящейся в нём церкви. В первом этаже помещается мужское отделение богадельни, состоящее из 11 палат для здоровых, одной палаты для слабых, лазарета и двух ванных комнат с ватерклозетами; в этом же этаже – общая для мужчин и женщин столовая и буфетная комната, приёмная врача, контора и квартиры смотрителя, эконома и псаломщика. Все помещения для призреваемых сообщаются с широким светлым коридором, который тянется вдоль фасадной стены здания, во всю длину его, и служит местом прогулок для призреваемых. Второй этаж, куда ведут из нижнего коридора три широких каменных лестницы, распланирован одинаково с первым этажом. Здесь находятся 16 палат женского отделения, из которых 12 – для здоровых, 2 – для слабых и 2 – под лазаретом; тут же одна ванная комната, квартиры священника и дьякона и такой же, как на первом этаже, коридор. Все квартиры служащих расположены в обоих этажах на конце здания и поворотом коридоров отделяются от общих помещений. <...> в упомянутых надстройках, т.е. в 3-м этаже, помещаются квартиры бухгалтера и фельдшерицы и кладовая собственных вещей призреваемых, а в подвальном этаже находятся покойницкая, разные кладовые, столовая для прислуги и кухня. Палаты для призреваемых <...> рассчитаны на 6-12 человек. <...> Лишь одна палата имеет больший размер и рассчитана на 45 призреваемых. <...> полы в палатах выстланы прекрасным дубовым паркетом, в коридорах мозаичные».
Корпус имел духовое отопление и был подключён к центральной системе канализации и водопровода.

После октябрьской революции 1917 г. храм был вскоре закрыт. Точная дата закрытия неизвестна, так же как и судьба примечательного иконостаса из итальянского белого мрамора.

В 1925 г. здание бывшей богадельни было передано в ведение больницы им. А.А. Остроумова. В здании бывшего приюта было решено разместить туберкулёзное отделение, для чего возникла необходимость произвести переоборудование и приспособление помещений. Ремонтно-строительные работы проводились под руководством выпускника Московского училища ваяния и зодчества Н.Д. Белова.
Во-первых, двусветное пространство бывшей церкви было разделено на два этажа. На первом этаже на месте центрального окна абсиды был пробит дверной проём – теперь главный вход осуществлялся со двора. Пространство первого этажа бывшего храма было разделено перегородками на несколько помещений: две приёмные, швейцарскую и раздевалку для посетителей. Также была изменена планировка в северном объёме здания, ранее занимаемом квартирами служащих при приюте: они были разбиты дополнительными перегородками для создания новых помещений, также там была устроена дополнительная туалетная комната. В южном крыле помещение столовой было поделено на четыре помещения, в которых теперь размещалось две столовые, буфетная и раздевальная, также со стороны восточной лестничной площадки были устроены мужская и женская уборные.
После разделения пространства бывшей церкви на два этажа на втором этаже предполагалось устроить зрительный зал, сцену и столовую. Кроме этого, с помощью перегородок алтарные части придельных храмов были выгорожены. В них были размещены дополнительные комнаты для хозяйственных нужд.
В северной части, где когда-то находились квартиры священника и дьякона, планировка менялась значительно: были пробиты дополнительные входы в капитальных стенах и сделаны дополнительные перегородки. Теперь в помещениях находились изоляторы для тяжёлых больных и водогрейная. Также помещение в южной части, где находилась самая большая палата, было разбито перегородками на несколько комнат, разделённых по центру коридором.

После перепланировки помещений 1925 г. значительных преобразований здания не было вплоть до середины 1960-х гг.
В феврале 1965 г. руководство туберкулёзного центра получило в Главном архитектурно-планировочном управлении г. Москвы разрешение произвести две двухэтажные пристройки к зданию больницы для размещения лабораторий и вспомогательных служб. В июне того же года пристройки было решено делать трёхэтажными. Пристройки было запланировано сделать к существующим выступающим северо-восточному и юго-западному объёмам со стороны двора.
Разработка проектной документации велась специалистами института «Гипрокоммунстрой», автор проекта – архитектор В.В. Лушин. Согласно проекту, фасады было решено выполнить в одной стилистике с существующим зданием, но с некоторым упрощением. Так, стены первого этажа были выложены по такому же рустованному рисунку, как и существующее здание, рисунок цоколя, поясок и карниз были упрощены.
Производственные работы выполнялись СМУ № 1 «Ремстройтреста» Мосгорздрава.
Строительство западного крыла было начато 4 ноября 1966 г., а восточного – 10 апреля 1967 г. 23 декабря 1968 г. пристройки были сданы в эксплуатацию.
В это же время помещения палат были разделены на две части перегородками, к каждой палате была подведена канализация и водопровод и установлены умывальники.

В 1984 г. проводился ремонт купола бывшей церкви. В результате первоначальное металлическое купольное покрытие в виде лемеха с чеканным поясом медальонов по низу было заменено на гладкое с фальцами.

В 1998 г. на втором этаже были частично возобновлены богослужения, сначала молебны в помещениях столовой. С 2001 г. возобновлены Божественные литургии и регулярные богослужения. В восточной части поставлен скромный деревянный двухъярусный иконостас, частично возобновлена настенная живопись: евангелисты в парусах, деисус в арочном пространстве за иконостасом, также расписана конха в абсидной части.

В конце 1990-х – 2000-х гг. в пространствах перед существующими перепланированными палатами были устроены дополнительные санузлы и душевые. Были частично заменены столярные заполнения окон на пластиковые, с сохранением исторической расстекловки. Также были в некоторых помещениях частично заменены двери на пластиковые. Первоначальные входные двери главного входа были заменены на новые, также деревянные, с сохранением исторической конфигурации и декора.

Здание неоднократно предлагалось поставить на государственную охрану – в 1978 г. был сделан паспорт, в 1998 г. на заседании Архитектурной секции Экспертной комиссии было решено включить дом в списки выявленных памятников архитектуры. Приказ о постановке на государственную охрану был подписан только в 2009 г.

Памятник гражданской архитектуры, выявленный объект культурного наследия.
Ближайшие города:
Координаты:   55°47'31"N   37°41'23"E

Комментарии

  • В здании храма на 1м этаже актовый зал, на втором столовая. Раньше второго этажа не было, его надстроили, и пол чуть-чуть дрожит, кода ходишь. В 2001 году в столовой была сделана часовенка, и по четвергам завтраки были с запахом ладана.
  •  370 км
  •  694 км
  •  711 км
  •  926 км
  •  1010 км
  •  1023 км
  •  1053 км
  •  1071 км
  •  1083 км
  •  1096 км
Данная статья была последний раз изменена 4 года назад