Новые Горки (Королёв)
Russia /
Moskovskaja Oblast /
Ivanteyevka /
Королёв
World
/ Russia
/ Moskovskaja Oblast
/ Ivanteyevka
, 3 км от центра (Ивантеевка)
Мир / Россия / Московская область
квартал/микрорайон, невидимый объект
Территория в составе Первомайского микрорайона г. Королёва.
Бывший дачный поселок Новые Горки.
Выдержка из статьи газеты "Калининградская правда":
Один из самых интересных районов нынешнего Королёва находится в северо-восточной части города, за Клязьмой. Официально эта территория относится к микрорайону Первомайскому. Но сам рабочий посёлок с бывшей фабрикой расположен на правом берегу Клязьмы. А зелёные кварталы клязьминского левобережья по-прежнему называют Горками. Сразу за Шапкиным мостом — Старые Горки. За ними — Новые Горки, о которых сегодня и пойдёт речь. Дело в том, что ровно сто лет назад, в 1910 году, на свет появился генеральный план дачного посёлка Новые Горки, устроенного на землях, принадлежавших В. Н. Кисель-Загорянскому.
Но сначала несколько слов о топониме «Горки». Сёл и деревень с таким именем только в Московской области насчитывается несколько десятков. Однако наши Горки никогда не были ни селом, ни деревней, ни хутором. В ХIХ веке к северу от деревни Баскаки близ старого Шапкина моста располагалась усадьба «Горки» (и, кстати, писалось это название в кавычках), которая в конце столетия принадлежала Фёдору Ивановичу Прове. Именно он в 1899 году продал лесной массив усадьбы для создания дачного посёлка, коему и перешло имя «Горки». Одиннадцать лет спустя Владимир Николаевич Кисель-Загорянский, который владел землями, лежащими восточнее «Горок», также отдал его под строительство дач. С той поры более молодой посёлок стал называться Новыми Горками, а более ранний по хронологии — Старыми Горками.
Планировочная структура нового посёлка во многом отличалась от планировки соседних Старых Горок, где были проложены три проспекта (Луговой, Лесной, Боровой) и шесть линий, идущих с севера на юг. В Новых Горках продолжались в восточном направлении те же три проспекта и добавлялись ещё шесть новых линий (с 7-й по 12-ю). Но на этом сходство и заканчивалось, ибо рельеф Новых Горок был более сложным. И не только был, но и остаётся — любой королёвец или гость нашего города может убедиться в этом и сегодня. Овражки и пригорки обеспечили создание ломаных в плане, хордовых и диагональных улиц, а некоторые их пересечения оформлены в виде площадей, имеющих овальную или необычную ланцетовидную форму. Венцом планировочной системы стал великолепный «круг» (или, как его здесь называют, «пятачок») с разбегающимися от него улицами-лучами. Сегодня эта круглая площадь с сохранившимися старыми елями, соснами и берёзами является конечной остановкой маршрутов автобуса и автолайна под одинаковым 14-м номером.
Тогда же в Москве появилось рекламное объявление, в котором, в частности, сообщалось: «Посёлок «Новые Горки» на реке Клязьме, близ станции Болшево Московско-Ярославско-Архангельской ж. д. <…> Местность сухая, высокая, грунт песчаный с пологими скатами к реке, вдали от фабрик и очень живописная, т. к. с высоких берегов открываются виды, одни из красивейших под Москвой».
Далее в объявлении говорилось о цене на участки и правилах рассрочки платежа. И вот, уже в 1990-е годы, с документом произошёл небольшой курьёз. Автор этих строк сделал фотокопию объявления и поместил её в «Калининградской правде» — разумеется, с соответствующими комментариями. И хотя газетная рубрика называлась «Наше наследие», хотя в документе использована дореволюционная орфография, хотя в комментариях чётко и ясно говорилось о 1910 годе, невнимательные читатели буквально замучили редакцию звонками с вопросом: «Почему не отвечают указанные вами телефоны? (!) Мы желаем срочно приобрести участок в Новых Горках за 60 копеек за квадратную сажень» (!). Сейчас, по прошествии двадцати лет, те события бурного перестроечного периода нашей истории воспринимаются с улыбкой. Но тогда сотрудникам «Калининградки», которым всерьёз угрожали карами за «ввод людей в заблуждение», было не до смеха…
Но вернёмся в более раннее, дореволюционное время. От него в Новых Горках сохранились всего лишь три топонима. Первый из них — Пограничная улица, которая, собственно, и является границей территорий Старых и Новых Горок. Второй топоним дошёл до нас в несколько «урезанном» виде: бывший 4-й Лучевой проспект (как раз один из тех самых лучей, расходящихся от круга) теперь носит название Лучевой улицы. С третьим топонимом произошло и вовсе нечто странное: бывшая 8-я Линия давно переименована в Красноармейскую улицу, а вот здешняя автобусная остановка, как это ни покажется удивительным, до сих пор так и называется: «8-я Линия»!
В дальней части посёлка был проложен один из самых длинных и, вероятно, самый красивый проспект, по праву получивший название «Пушкинский». Он шёл из несколько сумрачного хвойного Штеккеровского леса к светлому образцовскому полю. Первая, более длинная часть проспекта, представляла собой еловую аллею, а вторая — более короткая, выходящая к полю, — была решена в виде берёзовой аллеи. И сам проспект, и его ели и берёзы — правда, несколько поредевшие, — сохранились до нашего времени. А вот замечательное прежнее название, увы, было заменено на, скажем так, более «идеологически состоятельное». Остальные названия улиц и проспектов посёлка были простыми и незатейливыми — Парковый и Соединительный проспекты, улицы Прямая, Витая, Кольцевая, Короткая.
Сто лет назад вся территория Новых Горок была разделена на 436 участков. Но, в отличие от Горок Старых, владельцев до 1917 года здесь было относительно немного: по разным данным — от тридцати до сорока. Нынешние территории пансионатов, профилакториев, домов отдыха, а также известной далеко за пределами нашего города дачи посольства Исламской республики Иран — это и есть бывшие укрупнённые территории из нескольких участков, когда-то принадлежавших одному владельцу. И сегодня в посёлке живут родственники первых поселенцев Новых Горок — Беловых, Пименовых, Сальниковых, Князевых.
За эти сто лет сохранилось всего несколько домов, построенных в период с 1910 по 1917 год. Среди них — дача Чарина, две дачи братьев Пименовых, дача Белова, дача Блаженкова. Интересна история дачи доктора В. А. Самойло. В 1913 году в селе Образцове решили строить иконописную мастерскую. Но уже с началом Первой мировой войны строительство прекратилось. Чтобы не дать пропасть добру, Владимир Александрович на лошадях перевёз недостроенный сруб на свой участок на Лесном проспекте, предварительно согласовав сие действие со священником. Так в дачном посёлке Новые Горки появился «кусочек Образцова» — дом с красивым резным подзором, который и сегодня можно видеть на Хвойной улице, бывшем Лесном проспекте.
А дом Оловянишниковых, построенный в 1913 году на Луговом проспекте, стал не дачей, а настоящей усадьбой — с флигелями, кузницей и конным двором. В этом доме неоднократно бывал зять хозяйки усадьбы — замечательный поэт Серебряного века Юргис Балт-рушайтис, который написал здесь несколько стихотворений. Дорога от станции Болшево через Старые Горки пролегала к культурному центру посёлка — парку, который обозначен на генеральном плане 1910 года. Перед Первой мировой войной на северо-восточной оконечности парковой зоны был построен деревянный театр, простоявший здесь более десятилетия. Маршрут конной «линейки» от станции Болшево (её ещё называли «конкой», хотя никаких рельсов, которые требуются для городской конки, естественно, не было) оканчивался как раз около здания театра. Была на карте посёлка и Театральная улица, но с утратой самого театра это название, очевидно, также посчитали неактуальным, и улица была переименована.
Местоположение парка и театра именно в этой части посёлка было неслучайным: здесь протекал живописный ручеёк, который впадал в озеро, связанное протоками с рекой Клязьмой. Интересно, что составители плана показали эту систему «река — озеро» в несколько странном виде — как сильно расширенную речную долину. И хотя реальности этот приём никак не соответствовал (достаточно взглянуть на географические карты того времени), он делал весь план визуально более эффектным и безусловно способствовал привлечению потенциальных покупателей. Сам же ручей сохранял своё русло вплоть до начала 1960-х годов. Со строительством новых домов и устройством огородов он был взят в трубу. Сегодня о нём напоминают лишь заметное понижение рельефа да небольшое болотце недалеко от бывшего озера, превратившегося теперь в протяжённый рыборазводный пруд.
Новая жизнь пришла в посёлок после революции. Здесь были образованы кооперативы «Красная новь» и «Красный воин», существующие до сих пор.
Советский период истории дачного посёлка Новые Горки — это отдельная большая тема краеведческого исследования.
Бывший дачный поселок Новые Горки.
Выдержка из статьи газеты "Калининградская правда":
Один из самых интересных районов нынешнего Королёва находится в северо-восточной части города, за Клязьмой. Официально эта территория относится к микрорайону Первомайскому. Но сам рабочий посёлок с бывшей фабрикой расположен на правом берегу Клязьмы. А зелёные кварталы клязьминского левобережья по-прежнему называют Горками. Сразу за Шапкиным мостом — Старые Горки. За ними — Новые Горки, о которых сегодня и пойдёт речь. Дело в том, что ровно сто лет назад, в 1910 году, на свет появился генеральный план дачного посёлка Новые Горки, устроенного на землях, принадлежавших В. Н. Кисель-Загорянскому.
Но сначала несколько слов о топониме «Горки». Сёл и деревень с таким именем только в Московской области насчитывается несколько десятков. Однако наши Горки никогда не были ни селом, ни деревней, ни хутором. В ХIХ веке к северу от деревни Баскаки близ старого Шапкина моста располагалась усадьба «Горки» (и, кстати, писалось это название в кавычках), которая в конце столетия принадлежала Фёдору Ивановичу Прове. Именно он в 1899 году продал лесной массив усадьбы для создания дачного посёлка, коему и перешло имя «Горки». Одиннадцать лет спустя Владимир Николаевич Кисель-Загорянский, который владел землями, лежащими восточнее «Горок», также отдал его под строительство дач. С той поры более молодой посёлок стал называться Новыми Горками, а более ранний по хронологии — Старыми Горками.
Планировочная структура нового посёлка во многом отличалась от планировки соседних Старых Горок, где были проложены три проспекта (Луговой, Лесной, Боровой) и шесть линий, идущих с севера на юг. В Новых Горках продолжались в восточном направлении те же три проспекта и добавлялись ещё шесть новых линий (с 7-й по 12-ю). Но на этом сходство и заканчивалось, ибо рельеф Новых Горок был более сложным. И не только был, но и остаётся — любой королёвец или гость нашего города может убедиться в этом и сегодня. Овражки и пригорки обеспечили создание ломаных в плане, хордовых и диагональных улиц, а некоторые их пересечения оформлены в виде площадей, имеющих овальную или необычную ланцетовидную форму. Венцом планировочной системы стал великолепный «круг» (или, как его здесь называют, «пятачок») с разбегающимися от него улицами-лучами. Сегодня эта круглая площадь с сохранившимися старыми елями, соснами и берёзами является конечной остановкой маршрутов автобуса и автолайна под одинаковым 14-м номером.
Тогда же в Москве появилось рекламное объявление, в котором, в частности, сообщалось: «Посёлок «Новые Горки» на реке Клязьме, близ станции Болшево Московско-Ярославско-Архангельской ж. д. <…> Местность сухая, высокая, грунт песчаный с пологими скатами к реке, вдали от фабрик и очень живописная, т. к. с высоких берегов открываются виды, одни из красивейших под Москвой».
Далее в объявлении говорилось о цене на участки и правилах рассрочки платежа. И вот, уже в 1990-е годы, с документом произошёл небольшой курьёз. Автор этих строк сделал фотокопию объявления и поместил её в «Калининградской правде» — разумеется, с соответствующими комментариями. И хотя газетная рубрика называлась «Наше наследие», хотя в документе использована дореволюционная орфография, хотя в комментариях чётко и ясно говорилось о 1910 годе, невнимательные читатели буквально замучили редакцию звонками с вопросом: «Почему не отвечают указанные вами телефоны? (!) Мы желаем срочно приобрести участок в Новых Горках за 60 копеек за квадратную сажень» (!). Сейчас, по прошествии двадцати лет, те события бурного перестроечного периода нашей истории воспринимаются с улыбкой. Но тогда сотрудникам «Калининградки», которым всерьёз угрожали карами за «ввод людей в заблуждение», было не до смеха…
Но вернёмся в более раннее, дореволюционное время. От него в Новых Горках сохранились всего лишь три топонима. Первый из них — Пограничная улица, которая, собственно, и является границей территорий Старых и Новых Горок. Второй топоним дошёл до нас в несколько «урезанном» виде: бывший 4-й Лучевой проспект (как раз один из тех самых лучей, расходящихся от круга) теперь носит название Лучевой улицы. С третьим топонимом произошло и вовсе нечто странное: бывшая 8-я Линия давно переименована в Красноармейскую улицу, а вот здешняя автобусная остановка, как это ни покажется удивительным, до сих пор так и называется: «8-я Линия»!
В дальней части посёлка был проложен один из самых длинных и, вероятно, самый красивый проспект, по праву получивший название «Пушкинский». Он шёл из несколько сумрачного хвойного Штеккеровского леса к светлому образцовскому полю. Первая, более длинная часть проспекта, представляла собой еловую аллею, а вторая — более короткая, выходящая к полю, — была решена в виде берёзовой аллеи. И сам проспект, и его ели и берёзы — правда, несколько поредевшие, — сохранились до нашего времени. А вот замечательное прежнее название, увы, было заменено на, скажем так, более «идеологически состоятельное». Остальные названия улиц и проспектов посёлка были простыми и незатейливыми — Парковый и Соединительный проспекты, улицы Прямая, Витая, Кольцевая, Короткая.
Сто лет назад вся территория Новых Горок была разделена на 436 участков. Но, в отличие от Горок Старых, владельцев до 1917 года здесь было относительно немного: по разным данным — от тридцати до сорока. Нынешние территории пансионатов, профилакториев, домов отдыха, а также известной далеко за пределами нашего города дачи посольства Исламской республики Иран — это и есть бывшие укрупнённые территории из нескольких участков, когда-то принадлежавших одному владельцу. И сегодня в посёлке живут родственники первых поселенцев Новых Горок — Беловых, Пименовых, Сальниковых, Князевых.
За эти сто лет сохранилось всего несколько домов, построенных в период с 1910 по 1917 год. Среди них — дача Чарина, две дачи братьев Пименовых, дача Белова, дача Блаженкова. Интересна история дачи доктора В. А. Самойло. В 1913 году в селе Образцове решили строить иконописную мастерскую. Но уже с началом Первой мировой войны строительство прекратилось. Чтобы не дать пропасть добру, Владимир Александрович на лошадях перевёз недостроенный сруб на свой участок на Лесном проспекте, предварительно согласовав сие действие со священником. Так в дачном посёлке Новые Горки появился «кусочек Образцова» — дом с красивым резным подзором, который и сегодня можно видеть на Хвойной улице, бывшем Лесном проспекте.
А дом Оловянишниковых, построенный в 1913 году на Луговом проспекте, стал не дачей, а настоящей усадьбой — с флигелями, кузницей и конным двором. В этом доме неоднократно бывал зять хозяйки усадьбы — замечательный поэт Серебряного века Юргис Балт-рушайтис, который написал здесь несколько стихотворений. Дорога от станции Болшево через Старые Горки пролегала к культурному центру посёлка — парку, который обозначен на генеральном плане 1910 года. Перед Первой мировой войной на северо-восточной оконечности парковой зоны был построен деревянный театр, простоявший здесь более десятилетия. Маршрут конной «линейки» от станции Болшево (её ещё называли «конкой», хотя никаких рельсов, которые требуются для городской конки, естественно, не было) оканчивался как раз около здания театра. Была на карте посёлка и Театральная улица, но с утратой самого театра это название, очевидно, также посчитали неактуальным, и улица была переименована.
Местоположение парка и театра именно в этой части посёлка было неслучайным: здесь протекал живописный ручеёк, который впадал в озеро, связанное протоками с рекой Клязьмой. Интересно, что составители плана показали эту систему «река — озеро» в несколько странном виде — как сильно расширенную речную долину. И хотя реальности этот приём никак не соответствовал (достаточно взглянуть на географические карты того времени), он делал весь план визуально более эффектным и безусловно способствовал привлечению потенциальных покупателей. Сам же ручей сохранял своё русло вплоть до начала 1960-х годов. Со строительством новых домов и устройством огородов он был взят в трубу. Сегодня о нём напоминают лишь заметное понижение рельефа да небольшое болотце недалеко от бывшего озера, превратившегося теперь в протяжённый рыборазводный пруд.
Новая жизнь пришла в посёлок после революции. Здесь были образованы кооперативы «Красная новь» и «Красный воин», существующие до сих пор.
Советский период истории дачного посёлка Новые Горки — это отдельная большая тема краеведческого исследования.
Ближайшие города:
Координаты: 55°56'32"N 37°53'57"E
- Валентиновка 1.9 км
- Старые Горки 2.2 км
- Костино 3.8 км
- Первомайский микрорайон 4.1 км
- Микрорайон Болшево 4.7 км
- Микрорайон Юбилейный 5.4 км
- Микрорайон Текстильщик 5.7 км
- Челюскинский микрорайон (40-й микрорайон г. Мытищи) 8.1 км
- Район Посёлок Восточный 13 км
- 2-й микрорайон Бабушкина 16 км
- Первомайский микрорайон 0.7 км
- Красный Воин 0.8 км
- Старые Горки 1.2 км
- Валентиновка 2.2 км
- Микрорайон Болшево 3 км
- Центральная часть Королёва 4.4 км
- Район Восточный 5.2 км
- Восточный (Акуловский) водопроводный канал 6.1 км
- Пушкинский городской округ 16 км
- Городской округ Щёлково 22 км