Мыза Везенберг

Russia / Leningrad / Bolshaya Izhora /
 исторический слой / исчезнувший объект  Добавить категорию
 Загрузить фотографию

vk.com/wall-125079791_3229
Первое упоминание о поселении на месте Большой Ижоры относится к началу XVII века. В детальном описании, сделанном шведами «Писцовых книгах Ореховского уезда» 1617 года упоминается деревня Haisouesi. После отмежевания Ижорской земли, Ингерманландии, переходившей Швеции по Столбовскому мирному договору 1617 года, земли, где расположена Большая Ижора, вошли в состав баронства Дудергофского, владений Юхана Шютте, который позже был назначен генерал-губернатором Ливонии, Ингрии и Карелии. В 1660– 1670 годы деревня входила с состав Бронной мызы Акселя Столарма, председателя апелляционного суда Финляндии, затем принадлежала Марии Кюле. Считается, что население деревни было ижорским. Местные жители приняли лютеранскую веру. По шведским порядкам крестьянам полагались фамилии, и все жители деревни, вне зависимости от родства, получили одну фамилию, Карху, так как среди местных крестьян у них было прозвище "karhut" (медведи), возможно от того, что все они были охотниками.

После того, как Ингерманландию заняли войска Петра I, царь начал раздавать имения приближённым. Огромная территория на берегу Финского залива и Ямбургский уезд были подарены А. Д. Меншикову. Когда светлейший князь попал в опалу при Петре II, земли отошли в казну. Поселение к тому времени выросло и разделилось на две смежных деревни, Ижору и Пильную. Пильная на правом берегу Чёрной речки известна и сегодня под несколько искажённым ижорским названием Сагомилье. Она больше не является самостоятельной деревней, а входит в состав Больший Ижоры. В 1774 году Екатерина II пожаловала «Мызу Пильну» Анастасии Семеновне Бибиковой, вдове генерал-аншефа Александра Ильича Бибикова, военачальника и государственного деятеля эпохи просвещения, председателя Комиссии для составления проекта нового Уложения. Её сын и наследник, Александр Александрович Бибиков, также достиг успехов на службе, дослужившись до чина тайного советника. Он занимал должность сенатора, а во время войны 1812 года участвовал в боевых действиях. В имении он не жил, а сдавал мызу в аренду, съёмщики получали в распоряжение дом и флигель с видом на Кронштадт и Санкт-Петербург, службы и сад. А.А. Бибиков скончался в 1822 году, владельцем мызы стал статский советник Каменев, затем оно вновь вернулось в казну. До отмены крепостного права деревенские жители оставались удельными крестьянами, в разряде владельческих были только крестьяне, жившие при мызе, называвшейся Везенберг, а после — Приморский хутор. Владельцем Везенберга в 70-х годах был адмирал И.П. Беланевец, изобретатель гирокомпаса, а затем — его наследники.

Первое упоминание название "Сагомилье" (вместо "Пильная") относится к середине XIX века. Оно является приблизительным переводом русского названия — лесопилка при деревне, давшая ей имя, располагалась на реке и работала за счёт водяной мельницы. Название "Сагомилье" произошло от ижорских слов «saha — mylle» (пила — мельница). Это была небольшая по тем временам деревня — число жителей было около 60. Лютеране из Сагомилья дружно жили с православными соседями из Ижоры, вместе решали вопросы общинного землепользования, вместе справляли все многочисленные праздники, дети учились в одной русской школе. Школа появилась во второй половине XIX столетия вёл занятия православный священник местного прихода. У школы не было постоянного помещения, приходилось арендовать избы у крестьян. Стоимость обучения составляла 5 рублей, для крестьян это были большие деньги, но образование очень ценилось и родители охотно отдавали ребят учиться. А в 1890 году с помощью общества лоцманов из Лебяжья в Большой Ижоре было построено школьное здание, и длительность обучения увеличилась до 3 лет. Помимо обычных крестьянских занятий жители Сагомилья работали на местном кирпичном заводе. Глину брали в карьерах рядом, кирпич отвозили к берегу, откуда он отправлялся морем в Кронштадт. Но в 1895 году завод сгорел, а владельцы не стали его восстанавливать.

После 1917 года в крестьянской жизни начались перемены, а к 30-м годам началась коллективизация. Был создан колхоз и в Большой Ижоре. Михаил Адамович Карху был избран его председателем. За высокие показатели председатели был награждён Орденом Ленина, а спустя 3 месяца его дому семьи подъехал «чёрный ворон» и забрал всех мужчин. Причиной ареста назвали создание антикоммунистической группы. Пожилой отец председателя колхоза Адам Андреевич умер в «Крестах», Михаил Адамович и его брат Андрей Адамович расстреляны. Также были арестованы и расстреляны двое местных жителей из другой семьи Карху, Петр Матвеевич и Степан Матвеевич, и Полкко Андрей Осипович, родом из Финляндии. В 1941 году часть терриртоии на побережье Финского залива была отрезана от большой земли и окружена немецкими войсками. Позже она стала известна как Ораниенбаумский плацдарм. Этот участок не был оккупирован и продержался до 1944 года. Здесь разворачивались войска перед началом операции по освобождению Ленинграда от блокады. Сообщение, однако, не было прервано полностью, так что в 1942 году с территории Ораниенбаумского плацдарма было вывезено в так называемую спецэвакуацию финское и ижорское население. Людей в товарных вагонах везли в Сибирь и на Дальний восток, где нередко оставляли выживать в глухих местах, где не было даже построек. Вернуться смогли немногие, селиться в Ленинградской области было разрешено только в 50-е годы.
Ближайшие города:
Координаты:   59°56'14"N   29°34'34"E
Данная статья была последний раз изменена 1 год назад