Центральная клиническая больница Московского Патриархата имени святителя Алексия, митрополита Московского (ГКБ № 5) (Москва)

Russia / Moscow / Москва

Бывшая Медведниковская богадельня на Большой Калужской.
Построена в 1900-х годах по проекту архитектора С. У. Соловьева.

В 1900 г. Городская Управа приобрела по левой стороне Большой Калужской дороги, на углу проезда к Донскому монастырю, напротив Нескучного сада, ряд мелких домовладений для сооружения больницы во исполнение духовного завещания Медведниковых.
Вдова коммерции советника Ивана Логиновича Медведникова, выходца из старообрядческого купечества Иркутска, торговца пушниной и золотодобытчика, А.К. Медведникова скончалась в 1899 г. в селе Поречье Звенигородского уезда Московской губернии, где на её средства был основан приют для престарелых лиц духовного звания. Завещание её выражало совместную волю супругов Медведниковых, согласно которой более пяти миллионов рублей было направлено на содержание и постройку церквей, монастырей, больниц, лазаретов и гимназий. Из завещанных на благотворительные цели средств более двух миллионов поступали в распоряжение Московского Городского общественного правления. Согласно воле завещателей, около одного миллиона рублей из этих средств было передано для устройства в Москве больницы на 150 коек для хронических больных и 300 тысяч рублей на богадельню для престарелых мужчин и женщин, с двумя домовыми церквами при них – в честь Тихвинской и Козельщанской иконы Божией матери, с особым причтом при каждой из них. Ещё 600 тысяч рублей отпускались на устройство и содержание приюта для психически неполноценных. Условием завещания было безвозмездное предоставление городом земельного участка для постройки этих благотворительных заведений, каждое из которых должно было представлять собой самостоятельное учреждение и находиться в ведении Московского городского управления. Это было небывало крупное для той поры пожертвование городу.
Душеприказчиком Медведниковой в Москве выступил надворный советник Н.А. Цветков, и воля её «могла быть изменена лишь по Высочайшему Его Императорского Величества повелению».

Детально изучив духовное завещание А.К. Медведниковой, Московское Городское Управление постановило выделить участок для строительства больницы и богадельни на Большой Калужской улице. Приобретение участка для строительства больницы именно здесь развивало тему кластера медицинских и благотворительных учреждений, который сложился уже к тому времени в районе Калужских улиц и Нескучного сада, где уже действовали Голицынская и Градская больницы, Шаболовская богадельня и другие. Приют «для идиотов и эпилептиков», на создание которого завещательница пожертвовала капитал в 600 тысяч рублей, был позднее выстроен в районе Канатчикова.

В январе 1900 г. была создана «Комиссия общественного здравия, Финансовой и Городской Управы о принятии завещанных вдовой коммерции советника Ивана Логиновича Медведникова капиталов и о способах исполнения распоряжений Александры Ксенофонтовны Медведниковой по пожертвованиям, сделанным в Городскую Управу». Проектирование зданий больницы и богадельни было поручено С.У. Соловьеву, инженерами постройки были назначены И. Федотов и В. Ольденбогер. Программа построек больницы и богадельни была составлена архитектором совместно с Врачебным советом будущей больницы и утверждена Московской Городской Управой 14 февраля 1901 г.

В основу общего замысла комплекса архитектором был положен так называемый «павильонный» принцип планировки, считавшийся на тот период самым прогрессивным с точки зрения эффективности функционирования медицинского учреждения в медицинской науке, как на западе, так и в России, и заключавшийся в строительстве отдельных зданий-павильонов для каждого направления лечебной и/или научной деятельности вместо проектирования единого большого здания с симметричной композицией. Необходимость выноса отдельных больничных функций и служб в отдельно стоящее здание, обусловленная санитарно-гигиеническими требованиями, в России в конце XIX в. была закреплена и на законодательном уровне. Этот принцип был уже с успехом опробован в Москве при строительстве комплекса медицинских клиник Московского Университета на Девичьем поле, главным архитектором которого был К.М. Быковский. Вместе с К.М. Быковским С.У. Соловьев тоже принимал участие в работе над университетскими клиниками на Девичьем поле. Тем не менее, проектируя комплекс на Большой Калужской улице, С.У. Соловьев не следует полностью павильонному принципу, а планирует всего шесть достаточно крупных отдельно стоящих строений, которые, будучи живописно сгруппированы на участке, оставляли пространство для сада. Три из них составляли парадный фронт застройки больницы по Большой Калужской улице, а три – по Малой Калужской. Все строения объединяла больничная ограда.

В структуру ансамбля Медведниковских благотворительных учреждений вошёл корпус больницы для неизлечимо больных, предназначенный для размещения 60 мужчин, 60 женщин и 30 детей, с домовой церковью, корпус богадельни на 30 мужчин и 30 женщин, также с церковью, квартирный корпус для персонала, кухонный и банно-прачечный блоки, ледник (морг), службы и дворы, часовня.

Два протяжённых палатных корпуса – богадельню и больницу – архитектор ставит параллельно Большой Калужской улице, с небольшим отступом от неё. В каждый из объёмов встроена домовая церковь. Вход в храмы был возможен не только из корпусов больниц, но и непосредственно с улицы. Корпус «больницы для неизлечимых больных», к которым в начале XX в. причисляли туберкулёз, рассеянный склероз, гуммозный сифилис, спинную сухотку, рак и аневризму аорты, получил асимметричный крестообразный план с односторонним расположением палат вдоль коридоров. Два примерно равных по объёму двухэтажных корпуса были соединены между собой по углу домовой церковью, состоящей из трапезной, четверика и звонницы. Один из корпусов был развёрнут вдоль парадного фронта застройки; второй, расположенный перпендикулярно, был ориентирован вглубь территории участка и заканчивался у зданий хозяйственного двора. Перед корпусом, развёрнутым вдоль Большой Калужской, находилась металлическая, на каменном основании, ограда, соединяющая два его боковых ризалита. В правом (южном) ризалите был расположен главный вход в здание. Со стороны двора к нему примыкала высокая открытая веранда. Над главным входом был установлен металлический козырёк-навес на ажурных металлических консолях. Там же была размещена закладная доска в память жертвователей больницы – Ивана и Александры Медведниковых.

Между больничным и богаделенным корпусами, с небольшим отступом от красной линии улицы, был поставлен квартирный корпус (1902–03 гг.) для врачей и обслуживающего персонала. Вдоль улицы Малая Калужская построили корпуса бани, прачечной, кухни, конюшни и кладовые с сараями. Рядом построили ледник. В глубине участка, в юго-восточной его части выстроили в 1902–03 гг. часовню с покойницкой (надстроена вторым этажом в 1940–60-е гг.).

Построение комплекса в целом может вызвать ассоциации с древними «палатными» композициями, однако «павильонный» принцип его планировки, очевидно, отвечает принципам современной ему рациональной архитектуры. В интерьерах, при живописной внешней компоновке каждого из объёмов, соблюдался принцип палатно-коридорной планировки, при которой связывавшие больничные палаты коридоры служили не только для связи помещений между собой, но и были дополнительным резервуаром воздуха, а также играли роль рекреационного пространства. В состав богадельни входили помещения для дневного пребывания, палаты и пятиглавый храм. Помимо художественных достоинств, вновь выстроенный комплекс отличался также и передовыми для своего времени техническими и технологическими решениями. В корпусах больницы имелись электроосвещение, водопровод и канализация, паро-водяная система отопления и независимая система вентиляции. Специальная система поддерживала в палатах оптимальный уровень влажности воздуха.

На акте торжественного освящения домового храма во имя Козелщанской Божией Матери и открытии богадельни присутствовали Московский генерал-губернатор, Великий князь Сергей Александрович и его супруга. Великая княгиня. Елизавета Фёдоровна, основательница Марфо-Мариинской обители. По решению городских властей богадельне и больнице присвоили имена благотворителей – А.Л. и А.К. Медведниковых.

В 1908–09 гг. к объёму богадельни на средства, пожертвованные А.К. Рахмановой – представительницей одного из известных старообрядческих купеческих родов –- был пристроен ещё один корпус, составивший с ним единый объём – так называемый Рахмановский корпус, с отдельным входом. Эта часть богадельни была рассчитана на 60 призреваемых – по 30 мужчин и женщин. Специально созданная для её постройки Комиссия, в которую вошли директор Коронационного Убежища, директор Медведниковской больницы, старший врач Екатерининской богадельни, а также архитектор С.У. Соловьев, в то время уже бывший членом Технического Совета при Московской Городской Управе. Программа строительства была утверждена Комиссией и гласила: «Богадельня должна быть проектирована в непосредственной связи с Медведниковской богадельней, будучи к ней пристройкою, но с отдельным парадным входом с Калужской улицы, и рассчитана, как и Медведниковская богадельня, на 30 мужчин и 30 женщин; 2. Палаты должны располагаться в одну линию с палатами Медведниковской богадельни; ... 4. Здание богадельни не должно быть более двух этажей; 5. Нормы для площадей и объёмов помещений, а также количество света, воздуха и другие условия для постройки – принять утверждённые Врачебным Советом для богадельни Медведниковской, руководствуясь которыми она и построена». Проект её тоже разрабатывался С.У. Соловьевым, и характер её архитектурной композиции и декора фасадов соответствует решениям Медведниковских построек. Её разновеликие объёмы образуют живописную композицию. Объём трапезной, расположенный со стороны двора, поставлен на высокий подклет, в котором поместились квартира надзирательницы, буфет и комната швейцара. Главный фасад имеет асимметричную пятичастную структуру, объединённую общей стилистикой и горизонтальными членениями, протянувшимися по всей длине фасада. Выразительной особенностью Рахмановской богадельни является «теремное» крыльцо, оформляющее вход в неё с Большой Калужской улицы.

Здание было освящено 1 января 1910 г., в торжественном акте приняли участие городской голова И.И. Гучков, А. Рахманова, И.Е. Цветков, член Городской Управы Н.Ф. Малинин, главный врач больницы С.Я. Попов.

В 1913 г. для расширения больницы был приобретён ещё один земельный участок, примыкающий к больничному парку с северо-востока и ранее принадлежавший М.В. и И.В. Михайловским и П.П. Войтехову. Первоначально он планировался для строительства корпуса для больных-эпилептиков и умалишённых, однако уже в июле 1914 г. запрашивалось разрешение на постройку двухэтажного жилого дома для служащих. Вход в его П-образный в плане объём находился со стороны обращённого в сторону сада южного фасада. Центральная часть фасада акцентирована большим витражным окном, сохранившимся до настоящего времени с небольшими утратами остекления. Под венчающим фасад поясом поребрика протянулся изразцовый фриз «в разрядку». Восточный, обращённый в сторону Большой Калужской улицы, фасад был декорирован наиболее парадным образом.

В 1914 г. в больнице открыли отделение скарлатинных больных, а также отвели помещения для эвакуированных из западных областей России.

В 1918 г. распоряжением Советской власти богадельни закрываются, все корпуса ансамбля становятся лечебными. В 1922 г. больница становится клинической, в 1923 г. закрылись храмы, а в 1924 г. больнице присваивается название, которое она сохраняла почти 30 лет — 5-я Советская клиническая больница Ленинского района. Это название сохранялось за ней до 1953 г. В годы Великой Отечественной войны в ней находился эвакогоспиталь № 5018.

26 мая 1992 г. постановлением Правительства Москвы 5-я Градская клиническая больница преобразована в Центральную клиническую больницу святителя Алексия митрополита Московского, Московской Патриархии Русской Православной Церкви, единственное церковное учреждение в сфере здравоохранения города Москвы. Управление больницей осуществляет попечительский Совет, возглавляемый Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

В 2004 году было прекращено финансирование больницы городскими властями.

На территории больницы расположены 2 больничных храма: святителя Алексия, митрополита Московского, и Тихвинской иконы Божией Матери — Патриаршего подворья.

В настоящий момент на территории Центральной клинической больницы Святителя Алексия, Митрополита Московского Московской Патриархии Русской Православной Церкви расположено 8 строений, являющихся объектами культурного наследия федерального значения.

dmitry-sasin.livejournal.com/498046.html
Ближайшие города:
Координаты:   55°42'56"N   37°35'36"E

Комментарии

  • Ныне больница Московской патриархии им. Святителя Алексия
  • Много учебных часов мы тут провели. В основном , правда, полодрайством занимались, да отмывали огромные сталинского типа окна от смога Ленинки...
  • Лежал там-неплохая больница, территория не большая, но зелёная и ухоженная.
  • Очень хорошая больница!!!Особая благодарность Яковлеву Григорию Владимировичу!!И медсестре Александре!!Спасибо Вам ОГРОМНОЕ!!!!
  •  27 км
  •  60 км
  •  87 км
  •  158 км
  •  159 км
  •  340 км
  •  359 км
  •  436 км
  •  484 км
  •  632 км
Данная статья была последний раз изменена 4 месяца назад