Памятник архитектуры «Доходный дом (бывший флигель)» (Москва)

Russia / Moscow / Москва / Леонтьевский пер., 2/26 строение 2
 Пушкин, многоквартирный жилой дом, строение 1780-х годов, объект культурного наследия регионального значения, строение 1877 года

Один из старожилов исторической Москвы. Здесь отсиживался Кропоткин, Наполеон смотрел спектакли, а А. С. Пушкин выпивал.

В 1725 г. зафиксировано первое упоминание о кавалерийском бригадире (позже генерал-аншеф) М. И. Леонтьеве как домовладельца в переулке. Переулок тогда носил фамилию стольника В. П. Шереметева, но, спустя некоторое время, он именовался Леонтьевским, согласно имени нового домовладельца.

В 1783 г. Иван Наумов, ротмистр лейб-гвардии Конного полка и владелец этого земельного участка, возводит здесь каменный двухэтажный жилой дом. Но через 14 лет новым владельцем становится обер-гофмаршал Григорий Орлов, который в 1804 г. продает всё владение полковнику Ефиму Ренкевичу, отцу декабриста А. Ренкевича.

В 1809 г. очередным владельцем дома становится известный театрал и генерал П. А. Поздняков. По его инициативе в доме открывается крепостной театр, слава о котором разлетится по всей Москве. Через год этот дом привлечёт внимание архитектора М. Ф. Казакова, он включит объект в свой «Альбом партикулярных строений».

Во время наполеоновской войны в доме в течение трёх недель идут спектакли французской труппы. Зрителями театра были различные офицеры, и даже сам Наполеон, который, вероятнее всего, определял репертуар труппы.

После разорения, в 1814 г. театр Позднякова восстановили. Здесь ставятся спектакли в пользу пострадавших от войны с французами. В 1822 г. владения переходят князю Н. Б. Юсупову, у которого часто бывал А. С. Пушкин.

В 1876 г. новым владельцем дома был прапорщик Николай Воейков, который дал распоряжение о надстройке третьего этажа.

Будучи новой хозяйкой, баронесса Надежда Корф делает всё, чтобы в жилые помещения дома были проведены водопровод и канализация (1883 г.).

В 1897 г. дом снова меняет собственника, им становится почётный гражданин, происходящий из рода армянских купцов, Николай (Киракос) Халатов.

В 1917 г. дом переходит к жилтовариществу, здесь располагались меблированные комнаты и разнонаправленные магазины. По возвращению из эмиграции, в этом доме получает квартиру П. А. Кропоткин (теоретик анархизма).
В начале 1920-х годов в помещениях бывшего крепостного театра до переезда на М. Бронную располагался Государственный еврейский камерный театр. Фойе и зрительный зал на 100 мест были расписаны Марком Шагалом. Художественным руководителем театра А. М. Грановским здесь были поставлены такие спектакли, как «Мазлтов» Шолом-Алейхема, «Бог мести» Аша, «Уриель Акоста» К. Гуцкова.
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0...

В 1938 г. Леонтьевский пер. меняет имя на ул. Станиславского, где выдающийся режиссер жил до последних своих дней.

В 1989 г. здесь открывается один из первых частных ресторанов Москвы — «Станиславского, 2», владельцы которого мать и дочь — Розалия Кородзиевская и Эмилия Суптель, проживающие в этом же доме с 1974 г.

В 1993 г. ул. Станиславского уступает прежнее название Леонтьевскому пер. В этом же году в сентябре месяце между ЗАО «Фирма НИО» и правительством Москвы подписан инвестконтракт (№6-10/р-1, 2 от 13.09.1993), согласно которому ЗАО «Фирма НИО» должна произвести реконструкцию здания; «Фирма НИО» тогда занимала часть строения 2.

Спустя четыре года, здание входит в состав объединённой охранной зоны № 22 объектов культурного наследия столицы. Однако уже в июле 2002 г. публикуется постановление правительства Москвы (№ 494-ПП от 2 июля 2002 г.), в котором говорится, что дом, где расположен ресторан «Станиславского, 2», подлежит сносу. Причём, на тот момент акта госкомиссии об аварийности дома не было. После этого Розалия и Эмилия выкупают помещение ресторана в собственность у правительства Москвы. Но в декабре 2002 г. межведомственная комиссия «3адним числом» рекомендует признать дом аварийным.

В 2003 г. инвестор ЗАО «Фирма НИО» впервые за десять лет предъявляет права на дом, но по контракту он имеет право только после выполнения условий контракта, иными словами, после проведения реконструкционных работ здания, которые по сей день так и не начиналась. Собственно, с этого момента и возникает конфликт.

В это время жители получили уведомление о расселении, на что рассылают письма в различные инстанции с просьбой оставить им квартиры. ЗАО «Фирма НИО» направляет исковые претензии с требованием признать сделку по приобретению в собственность ресторана у правительства Москвы недействительной.

Согласно постановлению правительства Москвы № 99-ПП от 24 февраля 2004 г. дом включён в «адресный перечень для проведения инвентаризации и определения технического состояния зданий старой постройки».

В апреле 2004 г. выход распоряжения правительства Москвы (№ 574-РП от 02 апреля 2004 г.), где дом впервые официально указан аварийным. В мае — распоряжения № 3605-рп о расселении дома. Жильцам предлагают квартиры в спальных районах, вместо, обещанных Лужковым, в центре.

Согласно закону № 40 от 9 июня 2004 г. «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе», дом не может быть снесён, т.к. дезавуирует соответствующий пункт постановления правительства Москвы № 494-ПП от 2 июля 2002 г.

После заявки Кородзиевской и Суптель в Главное управление охраны памятников Москвы, экспертная комиссия приняла решение о присвоении дому статуса выявленного объекта культурного наследия, поэтому на территории запрещены любые капитальные работы.

В марте 2005 г. под давлением инвестора экспертная комиссия в другом составе принимает постановление — исключить дома из списка памятников истории. Однако, позже судебный процесс был остановлен, иск ЗАО «Фирма НИО» не удовлетворён.

В феврале 2006 г. согласно постановлению правительства Москвы № 86-ПП от 14.02.2006 г. — продлить контракт с ЗАО «Фирма НИО» до 30 декабря 2006 г.

Летом 2006 г. всех жильцов в судебном порядке расселяют на окраины Москвы, в доме остаётся одна обитаемая квартира (№ 28), в которой проживают Эмилия и Розалия. Благодаря ГРЭП-5 в освобождённые помещения сразу заселяют рабочих из стран СНГ. Также весь подъезд расселённого дома занимает офис ЗАО «Фирма НИО».

Примерно год спустя, стойкие женщины Эмилия и Розалия снова заявляют дом на получение охранного статуса, комиссия вновь признаёт дом выявленным объектом культурного наследия. В октябре 2007 г. правительство Москвы расторгает договор с ЗАО «Фирма НИО», т.к. инвестор не выполняет своих обязательств по реконструкции здания. Объявлен новый конкурс, в ходе которого планируется изменение охранного статуса и прав собственников помещений в доме.

29 декабря 2007 г. в доме происходит пожар, причина которого не установлена. 2 марта 2008 г. в день выборы президента РФ, неизвестные лица вскрыли заглушки батарей отопления над рестораном, чтобы затопить первый этаж, для присвоения дому статуса аварийный.

22 мая 2008 г. в отсутствие хозяев 28-й квартиры судебные приставы 1-го межрайонного отдела УФССП по Москве по ЦАО ломают дверь квартиры, убивают инъекцией дитилина домашних кошек, вытаскивают из квартиры все вещи, устраивают в квартире погром.

В июне 2008 г. — ожидание утверждённого проекта постановления, который позволит расторгнуть контракт с ЗАО «Фирмой НИО»; здание снова выставят на торги, победитель конкурса должен начать разработку проекта реставрации дома. Однако пока процесс согласования не закончится, а это, как привило, 2–3 года, жилая часть дома будет пустовать, а организации, находящиеся в нежилых помещениях, будут иметь право работать, т.к. вопрос с ними будет решать победитель конкурса.

28 июня 2008 г. авторская передача Андрея Лошака «Теперь здесь офис», рассказывающая о строительстве в центре Москвы и в частности о судьбе дома в Леонтьевском переулке, 2, снята с эфира без объяснения причин.

После открытого противостояния летом 2008 г. от ресторана и дома как будто отстали. СМИ к истории не возвращались. Реконструкцию не начинали. А учредитель «Фирмы НИО» Василий Урбан был назначен полномочным представителем правительства Республики Тыва в Москве. Правда, проработал он зампредом не больше года, после чего вернулся к бизнесу. Кстати, в мае 2016 г. Арбитражный суд столицы признал экс-чиновника и предпринимателя банкротом. А зимой 2018/2019 г. у него в Москве из машины Toyota Land Cruiser 200 похитили два мобильных телефона общей стоимостью 400 тыс. рублей.

В апреле 2009 г. Юрий Лужков подписал постановление, которое лишало силы инвестконтракт на реконструкцию жилого дома. Причиной стало «неисполнение инвестором принятых на себя обязательств». Однако к июню 2010 г. «Фирма НИО» добилась признания этого постановления незаконным, и оно было мэром отменено. Таким образом, контракт снова оказывался действительным и инвестор мог начать работы. Но этого так и не произошло. А через три месяца в городе сменился мэр.

Ресторан продолжал работать по вечерам, но только для знакомых. Сюда ходили дипломаты и студенты консерватории, мирясь ради настоящей домашней атмосферы с «несколько неаккуратным интерьером, потолками со следами многочисленных протечек». Продолжал ресторан работать, даже когда трудовые мигранты съехали в 2015 г. из дома, и их сменили бомжи-сквоттеры, которые развели во дворе «тьму кошек».

Весной 2017 г. московский департамент по конкурентной политике выставил дом вместе с соседним строением на торги. Стартовая стоимость лота составила 462 млн рублей. Инвестору рекомендовали реконструировать корпуса общей площадью 5,1 тыс. м² под жильё или гостиницу. Торги выиграла фирма «Фокусальфа», которой владеет, согласно данным базы «СПАРК-Интерфакс», Инна Алдошкина. В инвестиционном проекте, по сведениям «Ведомостей», участвует брат губернатора Тульской области Артём Дюмин.

www.apartment.ru/Article/48794136.html
Статья о противостоянии жителей против сноса: iz.ru/840942/ignat-shestakov/kukhonnye-peregovory-kak-s...
Ближайшие города:
Координаты:   55°45'28"N   37°36'2"E

Комментарии

  • Сегодня был в дворе. Там просто тьма кошек!
  • Ресторан пытались выкурить из того дома и законными, и незаконными методами и в 2012 году заткнули дымоход газовой колонки.
  •  31 км
  •  58 км
  •  90 км
  •  162 км
  •  162 км
  •  344 км
  •  363 км
  •  440 км
  •  489 км
  •  637 км
Данная статья была последний раз изменена 11 месяцев назад