Областной психоневрологический диспансер (Орёл) | объект культурного наследия регионального значения, строение 1880-х годов

Russia / Orjol / Oryol / Орёл / Соляной пер., 28
 психоневрологический диспансер, объект культурного наследия регионального значения, строение 1880-х годов

Проект для постройки каменного дома на месте Виленского мещанина Иосифа Ивановича Ганцкевича составлен Академиком архитектуры И. Ф. Тибо-Бриньолем и утверждён постановлением Орловской Городской Управы 10 мая 1884 года. В 1890-х годах усадьба принадлежала инженеру путей сообщения Георгию Андреевичу Синицину; были осуществлены пристройки к дому во дворе, под наблюдением и подписью городового архитектора И. Ф. Тибо-Бриньоля, автора первого проекта. В 1908 году дом дополнен пристройками. План усадебного места подписал исполняющий должность Городского архитектора А. Тодоров. После муниципализации в 1920-х годах здание использовалось как общественное. Восстановленное в XX веке, после Великой Отечественной войны, оно стало детским медицинским учреждением. Многие годы здесь располагался городской Дом ребёнка. Затем дом по Соляному переулку, 28 был поставлен на реставрацию и реконструкцию (почти два года).
Значительно увеличилась рабочая площадь здания – за счёт больших пристроек во дворе оно стало П–образным. С 2004 года здесь располагается Орловский психоневрологический диспансер.

Бывший дом Сухановых.
Михаил Дмитриевич Суханов родился в 1856 году, в Орле, в богатой купеческой семье, торговавшей пенькой и конопляным маслом. Его родители Дмитрий Михайлович и Мария Ивановна жили в собственном, двухэтажном каменном доме на Кромской (Комсомольской) торговой площади (не сохранился).
Согласно одной легенде, няня (а во всех богатых семьях Орла у детей обязательно были няни), играла с маленьким Мишей в комнатах второго этажа. Посадила его на окно, на что-то отвлеклась, и не заметила, что окно открылось и мальчик выпал. Поняв, что случилось, няня бросилась вниз по лестнице, но пока бежала и открывала тяжелую уличную дверь, успела подумать: «если мальчик выживет, совершу паломничество в Киево-Печерскую Лавру». А этажи, надо сказать, тогда были ни чета нынешним и высота, с которой упал мальчик, была не менее 6 метров. Шансов на спасение у ребенка упавшего с такой высоты было немного. И все же, выбежав на улицу, няня обнаружила маленького Мишу спокойно спящим на булыжной мостовой. Приглашенный доктор не обнаружил у него никаких травм. Спасение ребенка, в семье сочли чудом, на няню обиды, за оплошность, чуть было не приведшую к трагедии, держать не стали. А она, верная своему обещанию совершила паломничество в Киев.
Трепетное отношение к няне, как к члену семьи и близкому другу, Михаил Суханов, сохранит и во взрослой жизни, перенесет его в свою собственную семью, и передаст детям. Однако собственных детей он дождется нескоро.
Со временем, Михаил Дмитриевич продолжит и разовьет отцовскую торговлю и станет успешным купцом. Когда пришло время создавать свою собственную семью, избранницей молодого купца стала дворянка - Надежда Алексеевна.
В те времена, такой брак, людей из разных сословий, наверняка встретил сопротивление со стороны родителей, как жениха, так и невесты. Но молодых не остановило, ни это, ни, то, что новобрачная была серьезно больна. В семье, заболевание, которым страдала Надежда Суханова, называли «сердце с голубиное яйцо». Видимо это был какой-то врожденный порок сердца, в те времена неизлечимый. Женщина могла умереть в любой момент, но для своего заболевания прожила довольно долго, скончавшись от внезапного сердечного приступа в возрасте 38 лет. Ееё похоронили на семейном участке купцов Сухановых, на Крестительском кладбище.
Детей у супругов не было.
В год смерти первой жены (1903) Михаил Дмитриевич и приобрел дом на перекрестке Карачевской и Соляного переулка. Эта покупка ознаменовала новый, недолгий, но счастливый этап в его жизни. Вскоре у дома появилась и хозяйка. Второй женой Михаила Суханова стала дочь орловского купца и банкира Якова Чепурнова – Александра.
В их семье родились долгожданные дети - дочери: Наталия, София, Татьяна, Зинаида.
За годы жизни супругов Сухановых в доме на Карачевской, было сделано много фотографий, ныне хранящихся в старом семейном альбоме у их внучки. Молодожены, фотографировались в орловском ателье Эрдмана, и охотно дарили свои фото друзьям и родственникам. Когда появились дети, все внимание переключилось на них. Старших дочерей, Наташу и Соню, впервые даже не привели, а принесли в ателье совсем крошечными, в белоснежных кружевных распашонках.
Подросших девочек к походу в ателье наряжали в самые лучшие платья, завязывали банты и даже разрешали надеть мамины бусы.
Как и некогда у Михаила Дмитриевича, у дочерей семьи Сухановых была няня по имени Катя. Придя в дом совсем молоденькой девушкой, она осталась с семьей Сухановых на долгие годы, разделив с ними все их беды и радости. Ее фотографий в семейном альбоме чуть ли не столько же, сколько и самих хозяев дома. С нею часто фотографировались дети.
Фигурирует Катя и на редких любительских снимках сделанных Сухановыми дома и на прогулках. А вот дом, где они жили попал в кадр лишь однажды. На любительском снимке, неизвестный друг семьи запечатлел внутренний двор дома и часть сада с аккуратно подстриженными кустами и вымощенной дорожкой. На резной деревянной террасе, пристроенной к зданию, стоят супруги Михаил и Александра Сухановы, и трое их детей. На ступеньках, рядом с самой маленькой дочерью Таней, сидит любимая няня Катя.
Вскоре после 1917 года Сухановы, как и прочие богатые купцы Орла, лишись всего своего нажитого состояния. Их лавки магазины национализировали, деньги конфисковали в пользу «власти рабочих и крестьян». Некоторое время (до начала 1930-х) Сухановы еще жили в собственном доме. Но вот однажды «доброжелатели» намекнули главе семьи, что в районе не хватает детского садика, а его дом очень подошел бы для этой цели. Михаил Дмитриевич, был человек умный и понимал, что дом все равно отнимут, дело лишь во времени и цене, которую придется заплатить за упрямство, поэтому вскоре сам передал дом городским властям. Получил квартиру в Советском районе и навсегда покинул дом, где некогда был так счастлив. Вскоре после отъезда владельцев, в их доме поселились две семьи крупных партийных чиновников города. История про садик оказалась обманом.
Детское учреждение, в «доме Сухановых», действительно устроят, но уже после войны, до конца которой его бывшие владельцы не доживут. Михаил Дмитриевич Суханов умер, еще до войны, в 1939 году.
Его похоронили недалеко своего бывшего дома, на Крестительском кладбище, на семейном участке вместе с другими купцами Сухановыми, жившими в Орле сто и двести лет назад. Его супруга, Александра Яковлевна умерла в 1942-м, в Башкирии, где она и с младшей дочерью и внуками жила в эвакуации.
Няня Катя жила в семье, даже когда дети Михаила Дмитриевича Суханова уже выросли. Покинула она ставшую родной семью, только узнав, что у одной из знакомых родился больной ребенок, нуждающийся в постоянном уходе. Вместе с ним она ушла в другой город, но писала письма своим бывшим хозяевам до самой смерти.

opnd-orel.ru
Ближайшие города:
Координаты:   52°57'16"N   36°3'26"E
Данная статья была последний раз изменена 2 года назад