Старообрядческий скит "Сёмженские кельи"

Russia / Arhangelsk / Mezen /
 пустынь, старообрядчество

Семженские кельи - женский скит, основан около р. Семжи во второй половине XVII в. приверженцами старообрядческого раскола новгородскими инокинями Евфимией и Павлой, до нач. XX в. раскольнический, в первых годах XX в. отобран у раскольников и заселен православными монахинями, в 1901 г. приписан к Ущельской общине.

В середине XIX в. на территории Архангельской губернии в 18-ти верстах от селения Семжа Мезенского уезда местной администрацией был обнаружен старообрядческий скит. Обитель находилась в тундре в 60-ти верстах от уездного города Мезень при реке Виска, впадающей в реку Семжа - правый приток реки Мезень. Удивление вызывал тот факт, что скит был основан двести лет назад, в конце XVII в., и в отличие от властей окрестное население знало об его существовании благодаря древней иконе Казанской Богоматери, находившейся в часовне. Икона являлась чудотворной, по свидетельству очевидцев, изливала благодать, исцелявшую телесные болезни. Семженская Богоматерь (такое название получила она по месту нахождения скита) считалась заступницей северных промышленников, которые не жалели средств на содержание обители, где хранилась их святыня. Богослужение в скиту проводили проживавшие там старицы.

Загадочна история возникновения этого островка старообрядчества на окраине Архангельской епархии. В конце XVII века многие старообрядцы Игнатьевского скита (в районе реки Ручьи) под угрозой преследования со стороны властей начали покидать скит и переселяться в другие, более безопасные места.
Выходцы из нижегордских керженских старообрядческих скитов инокини Ефимья и Павла, в поисках более безопасного места со старицами этого скита Ириньей и Дорофей и старцем Иоакимом, переправившись на восточный берег Мезенской губы, через болота вышли на правый приток р. Мезени – Р. Сёмжу, и на берегу её, в 18 верстах от устья, построили келью, основав тем самым здесь новый старообрядческий скит, названный "Сёмженские кельи"

«Келейная опись» повествует, что Евфимия и Павла, недолго пробыв на Зимнем берегу, обратились к старцу Иоаникию, в миру бывшего мезенским крестьянином, с просьбой найти им более надежное пристанище. В свою очередь старец пригласил ещё двух монахинь - Ирину и Дорофею. Путешествие, которое они совершили по северным лесам и болотам, было очень трудным. При переправе через Мезенскую губу монахи чуть не погибли, но всё кончилось благополучно. Иоаникий, будучи старожилом, оказался опытным проводником. Сначала подвижницы обосновались в небольшой келье, построенной Иоаникием на берегу Виски. Питались лесными дарами - грибами и ягодами, ловили рыбу. Жизнь их проходила в глухом лесу в окружении диких животных, в посте, молитве и трудах.

Как повествуют «раскольнические записи», жителям Малокузнецовой слободы братьям Илье и Герасиму Личутиным во сне явилось Божие откровение, что они должны построить кельи отшельникам, живущим среди «пустыни непроходимой». Личутины ездили на оленях по тундре до тех пор, пока не обнаружили монахинь в маленькой келье. Свою миссию они выполнили, построив новое более просторное помещение, куда переселили подвижниц. О новгородских монахинях сохранилось немного сведений. По преданию, Евфимия после смерти привиделась своей дочери Павле. «Раскольнические записи» свидетельствуют, что инокини Евфимия и Павла были похоронены недалеко от келий". Со временем имена основательниц скита незаслуженно забыли.

В Семженской обители проживало до двадцати насельников. Поблизости от скита селились старообрядческие монахи-отшельники. Известны старец Алексий и девица Анисья, которую считали святой. Её именем была названа виска Анисьина, впадающая в Семжу. Анисья приходилась сестрой монахине Ирине, и обе они были из рода оленеводов Кыркаловых.
ители скита причащались и исповедовались у «священноиноков» Максима и Досифея, обитавших по реке Семже «за 30-ть поприщ от келий».

Благодаря расположению среди непроходимых болот и малочисленности обитателей, Семженский скит не был обнаружен, поэтому он стал пристанищем потаённых раскольников.

В середине XIX в. на месте скита осталась старообрядческая часовня, при которой проживало несколько староверов. Часовня содержалась на добровольные пожертвования местных промышленников. Здание принадлежало Семженскому сельскому обществу. В 1877 г., после обращения благочинного священника Борисова в Архангельскую духовную консисторию, Семженские кельи были преобразованы в православную часовню Казанской Богоматери, которую указом консистории от 26 октября 1877 г. причислили к приписной церкви села Семжа Кузнецеслободского прихода Мезенского уезда.
Православное духовенство беспокоила бесконтрольность богослужения и сбора средств, так как богомольцы давали большие пожертвования на содержание часовни. Поэтому в ноябре 1897 г. её причислили к Кузнецеслободской приходской церкви города Мезень, причту которой было предписано периодически совершать в часовне богослужения.
Таким образом, Семженские кельи во главе с монахиней Ермеонией стали филиалом Ущельской общины, где проживали две монахини и несколько послушниц. Кельи находились на расстоянии 22 верст от общины.

По указу Синода от 5 декабря 1908 г. Ущельская община была преобразована в Ущельский женский монастырь преподобного Иова. В предписании епископа Михея от 18 августа 1911 г. говорилось, что земли, которые отводятся монастырю, должны быть расположены как можно ближе к Семженским кельям, которые должны стать центром всей обители. Впоследствии предполагалось перенести весь монастырь на место келий. В ските за счёт епархии был построен новый дом. В нём размещалась церковь, монашеские кельи и гостиная для богомольцев.
Семженские староверы недоброжелательно относились как к новым православным обитателям скита, так и к паломникам, приезжавшим на богомолье в монастырь, даже не показывали им дорогу к кельям.
Потеряв надежду обосноваться в кельях, старообрядцы пытались открыть новый скит в 12-ти верстах от Семжи в урочище Старцы. Но администрация в 1912 г. строительство дома приостановила.

При советской власти трагически оборвалась жизнь старообрядческих деятелей Павла Филатова и Ивана Жмаева. Обвинённые в организации контрреволюционной старообрядческой группы, они были расстреляны в 1937 г.

Несмотря на то, что Ущельский женский монастырь был закрыт в 1920 г., в его филиале Семженских кельях до начала 1930-х гг. проживали православные монахини. Как и их предшественницам-подвижницам «древнего благочестия», им приходилось выживать среди северной суровой природы, поддерживая в далеком Мезенском краю духовную жизнь, зажжённую новгородскими монахинями около трёх веков назад.
samstar-biblio.ucoz.ru/publ/43-1-0-906
fyodors.narod.ru/PDF/semzha.doc
skitalci.ru/index.htm
samstar-biblio.ucoz.ru/publ/39-1-0-906
Ближайшие города:
Координаты:   66°11'25"N   44°29'41"E

Комментарии

  • Сейчас этот монастырь действует или нет?
Данная статья была последний раз изменена 11 лет назад