Особняк Монферрана - ГСУ СК РФ по СПб (Санкт-Петербург)

Russia / Sankt Petersburg / Saint Petersburg / Санкт-Петербург / наб. реки Мойки, 86-88
 памятник архитектуры (истории), следственный комитет/управление/отдел

1743-1744 гг. - дом по образцовому проекту
1836-1839 гг. - перестройка для О. Монферрана
1857 г. арх. А. А. Пуаро - пристройка к поперечному флигелю
1867-1871 г. арх. И. И. Цим - перестройка, изменение интерьеров, постройка галерей
1912 г. арх. И. А. Фомин - интерьер столовой

Особняк Монферрана (дом № 86)
Участок южнее Адмиралтейства со времен основания Петербурга был заселен «морскими адмиралтейскими служителями». Пожар 1737 г. уничтожил застройку Морских слобод, но не затронул избы, стоящие за Мойкой. После пожара указом от 20 августа 1739 г. было велено по берегам Мойки возводить каменные строения, «в один, а кто пожелает в два апартамента на погребах».

В то время участок принадлежал флотскому лейтенанту Льву Александровичу Милославскому, сыну царского стольника. Построиться он не смог, так как находился в морских походах, и 16 мая 1743 г. владение по его доверенности было продано «цехового дела столярному мастеру Ивану Ивановичу Шмиту». Справа участку соседствовало владение голландских купцов фон Бергина и Басова. Далее шел переулок (ныне Прачечный).

Шмидты владели этим участком несколько десятилетий. «Каменный в два апартамента на погребах» дом построил очевидно в 1743-1744 г. Иоганн (Яган, Иван) Бернгард Шмит (Шмидт). После смерти И. И. Шмидта между 1781 и 1785 гг. дом унаследовала его дочь Екатерина. В 1810 г. купчиха Шмидт решила расширить дом «пристроить каменное жилое строение к таковому же в два и один этаж, да на таковом же надстроить второй этаж и вновь построить каменный сарай». В 1811-1812 гг. строительство было завершено.

5 февраля 1836 г. дом на Мойке, 86 купил Монферран. 13 февраля 1836 г. архитектор подал проект перестройки дома. В 1836-1839 гг. проект был осуществлен: фасад особняка получил нынешний вид с эркером над воротами, а интерьер - отделку, частично сохранившуюся до наших дней. В особняке было три зала и 15 комнат с плафонами, резной мебелью и каминами. На одном из каминов имелась надпись: «Хоть дом невелик, друзьям его двери открыты днем и ночью».

К капитально переделанному дворовому корпусу, где разместились «музейные» покои, столовая и кабинет, Монферран пристроил двухэтажные поперечный флигель с круглой «готической» башнею, устроив на ее втором этаже «часовню», куда вела винтовая лестница. Часовню украшали витражи и деревянное Распятие «португальской работы, на котором раны Спасителя обозначены маленькими рубинами», стоявшее на камине, а не на алтарном столике.

На аттике флигеля находился «герб» Монферрана – золотая Александрийская колонна на голубом фоне.
5 ноября 1835 г., еще до переселения в свой особняк, Монферран венчался в костеле св. Екатерины с актрисой французской труппы Елизаветой-Виржини Пик.

Французский писатель А. Оже в 1844 г. побывал в гостях у Монферрана. По словам Оже, на первом этаже дворового флигеля находилась столовая, на втором – картинная галерея и зал, где устраивались танцы. Парадный, обрамленный порталом вход в дом по «бронзовой» лестнице был из двора-атриума, в который можно было пройти как с набережной через сени, украшенные живописью, лепкой и скульптурой, так и с переулка, через ворота. В атриуме были выставлены собранные зодчим произведения античного, в основном древнеримского, искусства. Фасад восточного флигеля с т.н. флорентийской крышей был «декорирован выступающими из люнет изображениями великих архитекторов и древними и новыми рельефами». С правой стороны двора стояли «драгоценные саркофаги».

Посредине двора на пьедестале из розового мрамора возвышалась бронзовая статуя Цезаря. Ее нашли при раскопках, которые в Риме провел Н. Н. Демидов. В 1848 г. его сын Анатолий Николаевич, князь Сан-Донато, подарил статую Монферрану.

Из первого двора можно было пройти в небольшой пейзажный сад через крытый проход в поперечном флигеле, который украшали два древнеегипетских саркофага, античный Аполлон Кифаред и мраморное тондо «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» мастера Возрождения Луки дела Робиа. В прилегающем к саду маленьком хозяйственном дворике стояли античные урны, фрагменты древних саркофагов. Фасад стоявшего там флигеля украшали лепные головки диких коз.

Монферран собрал богатую библиотеку. Библиотека размещалась на первом этаже рядом с кабинетом, ее стены были отделаны ясенем, посредине стоял большой стол, на полу лежал зеленый ковер. В настенные панели были вставлены мраморные рельефы. Со столовой библиотека соединялась двумя темными комнатами, где хранилось собрание мелкой пластики. Здесь стоял гарнитур из палисандра, в углу находился камин из сиенского мрамора, стены покрывала шерстяная материя. В этом кабинете Монферран и скончался.

В самом конце комнат первого этажа дворового флигеля находились буфетная и малая кухня.

В главном доме в трех небольших комнатах нижнего этажа жила госпожа Монферран. В верхнем этаже находились гостиные, которые сохранили до наших дней фрагменты ампирных украшений. Парадные интерьеры дома были сосредоточены во дворовом восточном флигеле, занимая его второй этаж. Слева располагался «Золотой» зал, получивший свое название из-за обильной позолоты. Он соединялся аркой с соседним залом, отделанным в стиле итальянского Ренессанса и обставленным старинной резной мебелью. Отапливался зал двумя большими печами, расписанными под светло-зеленый мрамор и камином с кариатидами по бокам и вставками из лазурита.

В 1857 г. помощник Монферрана, арх. А. А. Пуаро сделал к поперечному флигелю двухэтажную пристройку, в которой академик Соловьев написал «перспективный вид».

Монферран скончался в 1859 г. Вдова в апреле 1860 г. продала дом известному журналисту А. В. Старчевскому, а коллекцию - золотопромышленнику Ушакову, чье имущество позже пошло с молотка. Большую часть книг и гравюр приобрел книгопродавец Н. И. Рукавишников. Часть чертежей и деловые бумаги забрал акад. арх. А. А. Пуаро, часть Старчевский продал в 1878 г. магазину эстампов Фельтена, откуда они через два года попали в библиотеку Академии художеств.

Альберт Викентьевич Старчевский - журналист, полиглот, владел несколькими восточными языками, сочинитель популярных разговорников и путеводителей по странам Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока, также талантливый издатель и редактор. Старчевский прожил в доме 7 лет, а разорившись продал его надворному советнику, позже камергеру, Владимиру Ивановичу Мятлеву.

При Мятлеве в особняке появились новые строения, выполненные в 1867-1871 гг. арх. И. И. Цимом. Сад он застроил двухэтажными флигелями и одноэтажной галереей, после чего в него нельзя было попасть с переулка. К поперечному флигелю был пристроен эркер и равноэтажная стеклянная веранда на столбах. При этом форма окон в этом флигеле была изменена, - на втором этаже они стали полуциркульными. Появились интерьеры в стиле «второго барокко». Частично была изменена рустовка фасада по Мойке. Крытая галерея была сделана и у западного флигеля во дворе-атриуме. Эти пристройки исказили архитектурный ансамбль.

В 1890 г. в особняк въехала Людмила Павловна Бутурлина (урожденная Бобринская). С 1904 по 1910 гг. у Бутурлиной особняк снимало итальянское посольство, переехавшее затем в особняк кн. Ливен на Б. Морской, 43.
Бутурлина продала особняк Мириамне Федоровне Ратьковой-Рожновой, жене статского советника Якова Владимировича Ратькова-Рожнова, сына крупного промышленника, бывшего городского головы. После смерти отца и раздела наследства Я. В. и М. Ф. Ратьковы-Рожновы покинули дом на Миллионной и поселились на Мойке.

Мириамна Федоровна поручила молодому архитектору И. А. Фомину заново в ампирном стиле, отделать двусветную столовую, занимавшую второй этаж поперечного флигеля. Ее стены оформлены в два яруса пилястрами, потолок украшен живописными панно работы акад. В. А. Катарбинского. В 1912 г. отделка была закончена. Она сохранилась до наших дней.

После отъезда последних владельцев в эмиграцию особняк в 1919 – апреле 1922 г. занимало немецкое консульство, потом консульство переехало в здание бывшего посольства Германии.

Особняк Густава Лерха (Дом № 88)
1838 г. арх. О. Монферран - перестройка
Участок неоднократно переходил из рук в руки. В разные годы им владели:
1740 г. - сенатский секретарь Максим Иванович Данилов
1743 г. - голландский купец Бергин
1760-е гг. лейб-хирург Иоганн-Генрих Кельхен
1744 г - Сусанна – вдова английского купца Чарльза Рейнгольта
1777 г. - титулярный советник Михаил Иванович Сердюков
1783 г. - камер-юнкер Петр Васильевич Мятлев, будущий владелец особняка на Исаакиевской пл.
1785 г. - полковник Христофор Иванович Бенкендорф, отец известного шефа жандармов
1790 г. - кн. Андрей Андреевич Голицын
1793 г. - генерал-майор, кн. Валентин Эстергази
1796 г. - рижский купец Вильгельм Цуккербекер

В 1801 г. в угловом доме поселился вице-адмирал Александр Лукич Симанский, командир Балтийского гребного флота с супругой Екатериной Григорьевной. Владение Симанского унаследовала его вдова, затем ее дети.

По перечню 1822 г. этим домом № 172 (старый №175) владел купец Фейт, по справочнику Аллера от 1824 г. и ведомости от 1826 г. – тайный советник Николай Игнатьевич Калинин.
В 1835 г. хозяином назван немец Густав Лерх.

В 1838 г. Монферран, живший в соседнем доме, составил для Г. Лерха проект перестройки дома в стиле классицизм. Проект был осуществлен. Фасад на набережную по углам оформили портики из двух ионических пилястр, завершенные треугольными фронтонами Окна в портиках снизу украшала балюстрада, сверху архивольт с тимпаном и лепные рельефы. Вход в дом был с Прачечного пер.

У Лерха участок купила жена Монферрана, поделившая его на три части. К ней самой (в 1840-х гг.) отошла средняя часть с садом, образовав проезд на Прачечный пер. Угловая часть с особняком была продана графине Ю. П. Самойловой., задняя по Максимилиановскому – другому владельцу.

В 1849 г. соседкой Монферрана названа купчиха Ольга Ивановна Атрыганьева (Отрыганьева), завещавшая дом сыну, отставному сотнику Николаю Алексеевичу Атрыганьеву. Н. А. Атрыганьев был хорошим пейзажистом, учился у Н. Е. Сверчкова и А. И. Мещерского и с 1882 г. показывал свои картины на выставках Академии Художеств, которая в 1886 г. избрала его почетным вольным общинником.

С 1885 г. владельцем дома были: тайный советник Евгений Иванович Ламанский, брат известного слависта и председатель совета Волжско-Камского банка, и его жена Александра Карловна, а затем их дочь Александра Евгеньевна, в первом замужестве Бодиско, а во втором фон Таль, одаренная акварелистка.

В 1912 г. арх. И. И. Долгинову было поручено перестроить особняк в шестиэтажный доходный дом с эркерами. Проект не был реализован.

11 апреля 1917 г. Городская управа утвердила проект арх. М. С. Лялевича. Зодчий взял за основу ампир московских усадеб, перенес главный фасад в переулок, устроив перед ним двор с воротами, украшенный фигурами львов. Фасад на Мойку оставался прежним, соотнеся с ним новый двухэтажный дом по переулку. Планы смешала революция.

В 1920-е гг. дом по-видимому стоял бесхозным. Как писала в то время «Ленинградская правда»: «В особняке, несмотря на разруху, до начала 1926 г. сохранилась крыша, которая вследствие недостаточного надзора и непринятия мер рухнула, при чем под развалинами погибло много художественных украшений особняка». Разборка дома вероятно произошла во второй половине 1920-х гг, тогда же на его месте был выстроен безликий двухэтажный дом, тесно «прилипший» к соседнему особняку.
В обоих домах разместилось Ленинградское геологоразведочное управление, а после ВОВ – проектный институт «Гипроруда».

В середине 1990-х гг. дом № 86-88 заняла городская прокуратура, после того как НПО «Буммаш» не смогло провести его ремонт и реставрацию.
www.citywalls.ru/house1650.html

Главное следственное управление Следственного Комитета РФ по Санкт-Петербургу.
www.sledcomspb.ru/

+7 (812) 314‒28‒69
бесплатная круглосуточная горячая линия - пн-вс
+7 (812) 314‒56‒53
канцелярия
spb.sledcom.ru
Ближайшие города:
Координаты:   59°55'47"N   30°18'5"E
  •  60 км
  •  302 км
  •  325 км
  •  394 км
  •  423 км
  •  441 км
  •  454 км
  •  471 км
  •  745 км
  •  868 км
Данная статья была последний раз изменена 4 года назад